Для этого, во-первых, самодеятельным и саморегулируемым организациям граждан должен быть передан ряд важных функций в системе государственного управления и местного самоуправления.
Во-вторых, участие граждан в принятии непосредственно затрагивающих их решений может быть расширено благодаря регулярному проведению местных референдумов и опросов.
В-третьих, демократия участия предполагает создание открытой системы местного самоуправления.
В-четвертых, надо развивать и поддерживать институты гражданского общества, усиливать роль его представителей в управлении государственными процессами.
В-пятых, обязательно должна сохраняться прямая взаимосвязь президента и Общероссийского народного фронта - широкой общественной коалиции, занимающейся борьбой с коррупцией, контролем над исполнением указов и поручений главы государства. Напомню, что ОНФ был создан по инициативе Владимира Путина пять лет назад. Предложение о его создании прозвучало 6 мая 2011 года на межрегиональной конференции партии "Единая Россия" в Волгограде. Сегодня в работе Общероссийского народного фронта принимают участие десятки тысяч граждан по всей стране.
В-шестых, нужно укреплять контрольные полномочия общественных советов при органах власти. Советы должны ежегодно заслушивать подробные отчеты руководителей соответствующих ведомств, контролировать их бюджетные расходы.
В-седьмых, надо усиливать роль Общественной палаты России в жизни нашей страны. На недавно состоявшейся встрече членов палаты с председателем Государственной Думы подчеркивалось, что уже выстроилась система участия Общественной палаты в принятии федеральных законов, ее эксперты фактически проводят нулевые чтения по всем социально значимым законопроектам. Однако необходимо сделать следующий шаг. Общественная палата могла бы сыграть существенную роль в мониторинге реализации этих законов.
Так, сегодня чрезвычайно актуален анализ реализации закона о нуждаемости. Отмечу, что в соответствии с данным законом регионы вправе вводить критерии нуждаемости при оказании социальной помощи. При этом Государственной Думой в ходе консультаций было снято предложение правительства отменить 155-ю статью 122-го закона, которая устанавливала, что никому не могут быть ухудшены условия социальной поддержки по состоянию на 31 декабря 2004 года. Мы настояли на том, что критерии нуждаемости не будут вводиться, например, в отношении тружеников тыла или жертв политических репрессий. Также в законе зафиксировано положение, в соответствии с которым бюджетные средства, высвобождающиеся при введении критериев нуждаемости, как правило, должны направляться на оказание социальной помощи. Очень важно, чтобы Общественная палата России и общественные палаты регионов организовали широкое обсуждение соответствующих решений и их экспертизу. Это нужно прежде всего для того, чтобы введенные критерии нуждаемости были ясными, понятными, прозрачными и чтобы ни у кого не возникло соблазна использовать их для экономии на тех гражданах, которым реально надо оказывать помощь.