Помочь самым незащищенным гражданам вполне оправданно, тем более что в Петербурге так и не действует ни одной программы, которая делала бы базовые продукты чуть доступнее.
Отсутствие реально действующих механизмов с лихвой компенсируется разговорами о них. Так, полтора года назад, когда колебания цен стали заметными, в городе собирались ввести социальные карты. Предполагалось, что выдавать их будут малоимущим по линии органов соцзащиты, и люди смогут отовариваться с их помощью в любых магазинах.
Идея не уникальная, социальные карты уже работают в Кировской и Ульяновской областях. В Петербурге о картах говорили много, но до реализации дело так и не дошло. Потом обсуждался проект открытия государственных социальных магазинов. Потом к идее подключили ретейлеров, они предложили создать собственные карты лояльности с повышенными скидками для малоимущих. Но и эта идея канула в Лету.
Тогда и возникла идея с ограничением наценки. Справедливости ради стоит отметить, что подобные мероприятия в Петербурге проводились в 2014 году. Периодически замораживают цены в Башкирии, Саратовской области. Есть солидный опыт у Пензы. Но каждый раз это временные мероприятия, причем ретейл участвует в них добровольно. В день икс владельцы сетей подписывают меморандум или соглашение, что безо всякой указки сверху они добровольно сдержат наценку на определенные группы товаров в течение указанного срока.
Причем, на что именно устанавливать минимальную наценку, ретейлер решает, по сути, сам. Социальная группа товаров слишком расплывчатое понятие, ведь по каждой позиции в полноценном супермаркете представлено несколько наименований товаров, которые схожи по цене и потребительским свойствам.
Суть же петербургской инициативы в том, чтобы обязать владельцев торговых сетей бессрочно зафиксировать наценку на определенные товары.
"Розничные надбавки (наценки) на продукты питания в Российской Федерации составляют до 100, а иногда и более процентов на отдельные группы товаров. Однако до сих пор в российском законодательстве отсутствуют какие-либо правовые механизмы ограничения", - отмечают авторы законопроекта в пояснительной записке, подчеркивая, что в кризисные времена на процесс рыночного ценообразования влияют в том числе и спекулятивные моменты.
Также в законопроекте указано, что 50 процентов товаров на полках магазинов должны быть отечественного производства. Оба требования предлагается распространить на все сетевые магазины и крупные торговые точки с оборотом более 50 миллионов рублей в год.
Примечательно, что депутатская инициатива идет вразрез с политикой Смольного, который в рамках программы поддержки предприятий розничной торговли, рассчитанной до 2017 года, обещает магазинам льготные арендные ставки. Чтобы претендовать на участие в программе, нужно активно продавать местную продукцию. Про фиксацию наценок там ничего не сказано.
Правда, как отмечает Катерина Кумарина, директор по внешним связям одной из крупных сетей-дискаунтеров, на многие продукты базовой продуктовой корзины торговая наценка и так ниже предлагаемых 15 процентов. В ряде случаев она может составлять единицы процента, например, на некоторые крупы, подсолнечное масло, молоко питьевое, сахарный песок, куры.
Ряд других представителей рынка также считают, что законопроект ничего не даст. Примечательно, что с такой оценкой согласен и директор Центра исследования рыночной среды Дмитрий Даугавет, который больше 15 лет следит за развитием ретейла в Санкт-Петербурге.
- Сейчас происходят сложные экономические процессы, цены растут, зарплаты снижаются. И велик соблазн выставить виноватыми во всем торговые сети, мол, у них наценка. Не спорю, ретейл обладает значительной рыночной властью, но в нынешних условиях сети оказались между молотом и наковальней: отпускные цены у поставщиков растут, а доходы граждан падают. Им в нынешних условиях главное продать, и вряд ли они завышают цены. Есть одна глупая статья, по которой у всех магазинов постоянно растут траты, это обслуживание проверяющих. Не секрет, что в каждую сеть толпами ходят чиновники различных ведомств, все они требуют отчетов, чтобы их составлять, ретейл нанимает целый штат юристов, экономистов, бухгалтеров, покупает оргтехнику. Если мы добавим еще один пункт - регулирование наценки, то в магазины придет дополнительная армия чиновников, которых тоже содержим мы на наши налоги. Замечу, что контролировать наценку (в отличие от цены) очень трудоемко, нужно сопоставлять розничные цены с ценой закупки по каждой партии товара. За эту работу в конечном счете заплатит тот же самый потребитель, который просто хочет, чтобы цены не росли, - уверен Даугавет.
По словам эксперта, регулирование торговой наценки невыгодно в конечном счете всем. Выбрав социальный продукт и установив на него фиксированную цену, магазин распределит недополученные средства на другие товары. Плюс ко всему дешевые товары покупают быстрее, а потому социальные продукты будут доступны не самым нуждающимся, а самым быстрым, тем, кто успел купить. Также ретейл сможет предъявить дополнительные требования к поставщикам социальных товаров, вынудив их снизить отпускные цены или выплатить какие-нибудь бонусы. Таким образом, поставщик в определенный момент рискует столкнуться с тем, что при ажиотажном спросе производство социальных продуктов становится невыгодным.
Пока идея 15-процентной наценки только обсуждается. Если ее поддержат депутаты городского парламента, то документ будет направлен в Госдуму, где его могут принять, отклонить или отложить. В любом случае путешествие проекта нормативного акта из регионального законодательного собрания к федеральным депутатам продлится минимум несколько месяцев.