А из-за ослабления курса рубля чартерные рейсы в секторе бизнес-авиации подорожали в два раза. "Вызвано это не столько ростом стоимости авиабилетов, что для данной категории рейсов не играет существенной роли, сколько снижением уровня деловой активности", - объяснила директор по развитию QB Finance Маргарита Горшенева.
Первыми от бизнес-авиации отказались люди, которые используют ее для отдыха и заказывают чартеры на нерегулярной основе. А те, кто продолжает летать, все больше доверяют онлайн-площадкам для бронирования. Они исключают необоснованно дорогие услуги посредников из процесса заказа джета.
Наибольший спад бизнес-рейсов происходит по сезонным курортным направлениям (море - Карибы, Мальдивы, Сейшелы и горы - Швейцария, Франция, Австрия). Но на популярных туристических направлениях развиты предложения регулярных авиалиний, поэтому отказ от джетов будет менее болезненным для таких пассажиров.
Эксперты считают, что рейсы, связанные с бизнесом, требующие гибкости частной авиации, по-прежнему будут пользоваться спросом. В десятки раз выросло количество полетов в Крым. "Большой бизнес проявляет огромный интерес к этому региону, - подтвердил управляющий директор Leading Charter Technologies Лев Шалаев. - Существует ряд бортов с российской регистрацией, которые могут летать в этот регион. Европейские операторы не могут совершать рейсы в Крым".
Но львиная доля прибыли от деловой авиации все равно достается иностранцам. "Парк самолетов здесь состоит почти полностью из аппаратов иностранного производства, которые зарегистрированы не в России, - заметил президент Фонда "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов. - Соответственно, все доходы от их полетов поступают за рубеж, в том числе и в страны, которые выставили нам санкции. Они получают большие деньги от частных, деловых авиаперевозок".
Надо развивать свой парк гражданской авиации России, уверены игроки рынка и эксперты. "В 1990 году в сегменте гражданской авиации России было 13,5 тысячи летающих аппаратов отечественного производства всех видов. В 2015 году их остались единицы, - заключил Олег Смирнов. - Самолеты иностранного производства используются не только в деловой авиации - 95 процентов всех пассажирских перевозок сегодня в России осуществляется на иностранных самолетах. Нужно менять ситуацию".