Как рекомендуют эксперты ИКАО, стандарты выбросов СО2 воздушными судами могут вступить в силу в 2020 году для новых типов самолетов, а с 2028 года должно быть прекращено производство моделей, которые не удовлетворяют новым стандартам.
Организация не уточнила показатели выбросов, что мешает оценить, какие модели самолетов не соответствуют требованиям. По сведениям агентства Рейтер, для больших самолетов выработана рекомендованная шкала сокращений выбросов от 1 до 10 или от 20 до 40,4 процента по отношению к нынешнему уровню. Airbus и Boeing поддержали снижение выбросов до 7-го уровня. ЕС заявил, что поддерживает уровень 6.
Разработанные ИКАО стандарты являются всего лишь рекомендациями, поясняет исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев. Их применение зависит от того, какие страны сделают их обязательными. Несоответствие российских самолетов стандартам ИКАО будет препятствовать их полету в те страны, которые поддержали стандарты, поясняет эксперт Международной ассоциации руководителей авиапредприятий Жорж Шишкин. В то же время для крупных авиапроизводителей новые требования не должны стать серьезным препятствием. Так, Airbus уже заявил о поддержке решения ИКАО. В ближайшие годы компания планирует снизить выбросы своими лайнерами на 14-25 процентов.
Эксперты не видят больших рисков и для российского рынка авиаперевозок. "Сегодня практически 90 процентов перевозок в России осуществляется на воздушных судах иностранного производства, полностью удовлетворяющих современным, а отчасти и перспективным требованиям", - отмечает Олег Пантелеев.
Определенные риски могут возникнуть только в том случае, если ИКАО распространит действие рекомендаций на введенные в эксплуатацию самолеты. Сейчас рекомендации касаются только новых самолетов. Если это будет сделано, существующие самолеты могут потерять доступ в ведущие аэропорты мира, говорит Пантелеев.
Кроме того есть риск, что самолеты российского производства, не подойдут под новые стандарты. "Первоочередной задачей для России является создание отечественных лайнеров, которые будут отвечать перспективным требованиям", - говорит эксперт.
У России есть выбор. Следовать рекомендациям ИКАО для того, чтобы российские самолеты могли летать во все аэропорты мира. Или поддержать их. В этом случае новым стандартам обязаны будут соответствовать и самолеты, эксплуатируемые на внутренних рейсах. "Позиция российской авиационной промышленности вырабатывается, - отмечает Олег Пантелеев. - На повестке дня вопрос - какой порог выбросов можно будет поддержать безболезненно, чтобы российский авиапром не оказался в изоляции".
Российская авиация уже проходила схожий этап, когда ИКАО выпустила рекомендации по шуму. Их поддержали европейские страны, сделав обязательными для применения с 2002 года. В списке не соответствующих требованиям самолетов оказались: Ту-134, Ту-154, Ил-76, Ил-86, Ан-124, турбовинтовые самолеты Ил-18, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30. Многие крылатые машины были переведены на внутренние рейсы.