В России снова стали торговать некачественными детскими игрушками

Из-за повышения цен на детские товары в Россию постепенно возвращаются уличные палатки с игрушками, которые не только некачественны, но и могут нанести вред ребенку. И чтобы бороться с этой продукцией, мало ограничительных мер и надзора таможенников: необходимо развивать культуру потребления качественных детских товаров. Об этом в интервью "РГ" рассказала президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) Антонина Цицулина.

Антонина Викторовна, какую долю рынка занимает "серый" импорт?

Антонина Цицулина: Около 30 процентов всей ввозимой в Россию детской продукции. В кризис доля "серого" товара растет.

Мы стараемся работать с правообладателями, но все чаще приходим к мысли, что проблема в российском менталитете. Как только мы начнем уважать труд всех производителей и будем отказываться от покупки контрафактной продукции, все решится само собой. В любом случае запретами проблему не решить, необходимо начинать с себя.

В 2016 году минпромторг планировал начать радиочастотную маркировку детских товаров, чтобы избавить рынок от контрабанды. Реально ли сегодня ввести эту систему?

Антонина Цицулина: Пока всерьез идет работа только по дорогим видам продукции - шубам. По детским товарам маркировка будет добровольной, так как радиочастотный маячок - вещь очень дорогая.

В некоторых случаях он может оказаться дороже, чем игрушка. В детском сегменте потребители всегда очень чувствительны к ценам, поэтому как только появится более дешевая радиочастотная маркировка, мы на нее перейдем массово.

Каких сегодня детских товаров на нашем рынке больше: отечественных или иностранных?

Антонина Цицулина: В 2014 году наша продукция занимала долю 23 процента, а в 2015-м, думаю, доля выросла до 25 процентов. Точные цифры мы назовем весной 2016-го.

Положительную роль для предприятий сыграла курсовая разница. За счет этого наши самые крупные производители кратно увеличили объем выпускаемой продукции. Если бы была возможность получить прямые субсидии на закупку оборудования и расширение персонала, то показатели могли бы быть намного лучше.

Как вы считаете, может ли 2016 год стать переломным и увеличить долю российских предприятий на рынке?

Антонина Цицулина: Мы как индустрия очень чувствительны к финансовой поддержке семьи. Если бы нам предстояло выбирать между поддержкой предприятий и семьи, то мы выбирали бы второе. Сейчас появляется все больше молодых пар со вторым ребенком, и, как только в семью приходят деньги, родители тратят их на детей. Сможем ли мы удержать этот демографический прорыв? Не знаю.

Поэтому в 2016 году многое будет зависеть от государства. Если оно сохранит субсидии, то детская индустрия окрепнет еще сильнее, ее доля на рынке увеличится. Недавно отечественные инновационные компании получили первые средства от минпромторга на свои разработки. Это говорит о том, что через два-три года мы увидим ряд продуктов мирового уровня в этой сфере.

Однако радужных надежд на 2016 год мы не возлагаем, но 2015-й дал понимание объемов издержек, так что будем развиваться. Ведь можно по-разному относиться к кризису: считать, как сэкономить, или искать, как больше заработать. Мы считаем, что нужно найти способ нивелировать убытки и как минимум упрочить свое положение на рынке.

Насколько выросли цены на детские товары?

Антонина Цицулина: Больше всего увеличилась стоимость импортного товара. Следом идет продукция, в которой довольно высокий уровень импортной сырьевой составляющей, а на последнем месте по росту цен - товары российского производства.

В целом на стоимости детских товаров сильно отразились дорогие кредиты предприятиям. Из-за них средний рост цен на всю детскую продукцию в 2015 году составил около 15-20 процентов. В 2016 году все зависит от ситуации с финансированием.

Компании отдают много сил на создание национально ориентированных героев в детской продукции. Такая продукция пользуется спросом?

Антонина Цицулина: Еще как! Если взять настольные игры, книги и фильмы, то по итогам 2015 года можно смело сказать, что произошел серьезный культурологический прорыв.

Знаковые произведения русской культуры, герои сказок - все переживает второе рождение, что не может не радовать.

Советы эксперта "РГ"

Как родителям выбрать безопасную игрушку, которая не навредит ребенку?

Проверяйте, чтобы не было резкого запаха, предостерегает Антонина Цицулина, не маралась краска, а на упаковке была указана страна-производитель.

И ни в коем случае не покупайте детские товары в палатках на улице. Лучше сходите в большой магазин, где вам выдадут товарный чек, а в случае необходимости всегда смогут предъявить сертификат, который подтверждает безопасность игрушки.

Чтобы не наткнуться на некачественный товар, соотносите также цену и качество игрушки. Как ни крути, а чем дороже продукция, тем выше вероятность, что она безопасная и прослужит долго.

И еще. Проверьте, из чего сделана игрушка. Пластмасса должна быть из пищевых полимерных материалов и никакого вторичного сырья.