10.02.2016 21:05
    Поделиться

    На Южном Урале в десятки раз сократилось использование удобрений

    В прошлом году перед посевной в Челябинской области внесли чуть более 3,5 тысячи тонн минеральных удобрений на 1,8 миллиона гектаров пашни. Это капля в море, считает директор ФГБУ "Челябинскагрохимрадиология" Юрий Денисов. О том, чем рискует обернуться такое отношение к земельным ресурсам, он рассказал в интервью "РГ".

    Юрий Николаевич, четверть века назад в России говорили о масштабах вреда, нанесенного почвам неумеренным использованием минеральных удобрений, гербицидов и прочей агрохимии. Что происходит сегодня?

    Юрий Денисов: Сегодня картина противоположная. Внесение минеральных удобрений на Южном Урале находится практически на нулевом уровне. Если сравнивать с 1990-ми, сокращение в десятки раз. При минимальной норме 20-30 килограммов на гектар пашни у нас в прошлом году внесли 3515 тонн на 1,8 миллиона гектаров (при общей площади пашни 2,9 миллиона гектаров). В физическом весе это не более трех килограммов на гектар. О каком повышении плодородия почвы в этом случае может идти речь?

    Как результат, валовой сбор зерна в хозяйствах области составляет в среднем 13 центнеров с гектара. Хотя при грамотном внесении удобрений можно получать по 30-40 центнеров. Но сегодня на предприятиях АПК ощущается острейший кадровый голод: специалистов в сфере применения удобрений и химикатов днем с огнем не сыскать. Профильные вузы после объединения сделали акцент на подготовку экологов и более универсальных специалистов, а такие востребованные профессии как агроном, агрохимик, почвовед постепенно отошли на второй план. Вместе с ними ушло осознание важности повышения плодородия почв и особая культура земледелия.

    Может быть, причина в другом: у хозяйств банально денег нет на химию?

    Юрий Денисов: Да, нынче аграрии экономят на всем, в том числе на приобретении минеральных удобрений. В советские годы государство субсидировало покупку средств химизации. Если помните, раньше вблизи каждого поля лежали запасы удобрений, склады селитры были повсюду. Ошибочно думать, что сейчас этого нет, потому что в стране перестали производить удобрения, а импортные доступны далеко не каждому сельхозпредприятию. У нас нет проблем с производством: отечественные заводы готовы полностью закрыть потребности всех регионов в данной продукции. Сегодня в стране ежегодно производится 18 миллионов тонн удобрений, из них лишь небольшую часть реализуют на внутреннем рынке. Экспортные поставки преобладают в связи с тем, что спрос внутри страны стремится к нулю: селяне отказались от применения минеральных удобрений в прежних объемах.

    Предположу, что виной всему цена.

    Юрий Денисов: Представитель совета производителей минеральных удобрений на недавнем совещании в Москве заявил, что с прошлого года цены на отечественную продукцию не повысились ни на копейку, несмотря на изменения курсов валют. Аграрии тут же возразили, приведя пример двукратного роста по определенным категориям удобрений. Ситуация прояснилась позже, когда выяснилось, что приобретают их селяне через разветвленную сеть перекупщиков.

    Сегодня в России растет спрос на экологически чистую сельхозпродукцию. Может быть, отказ от химии - это как раз благо?

    Юрий Денисов: В данном случае речь идет о соблюдении норм и правил применения минеральных удобрений. Они помогают повысить плодородие почв, урожайность, рентабельность сельхозпредприятий, но никто не говорит, что нужно делать это во вред здоровью потребителя. Применение минеральных удобрений из расчета один килограмм на гектар способствует росту урожайности картофеля на 20 килограммов, пшеницы - на шесть килограммов. И это еще не предел, поэтому важно продолжать исследования на опытных земельных участках, чтобы наша область была в числе лидеров по урожайности, а население обеспечено экологически чистыми и вкусными продуктами питания.

    И все же чем уж так опасен отказ от минеральных удобрений?

    Юрий Денисов: Со временем это приведет к полному истощению почвы и резкому падению урожайности. Пока удается держать марку за счет естественного плодородия: истощенные пашни меняют на новые участки. В регионе не первый год наблюдается такая вынужденная миграция бизнеса. При этом велик риск вывести из сельхозоборота земли, которые раньше считались весьма эффективными. По-моему, это не выход из ситуации, ведь есть возможность грамотного применения органических и минеральных удобрений.

    Какие земли на Южном Урале на грани истощения?

    Юрий Денисов: В рамках государственного задания мы проводим мониторинг земель сельскохозяйственного назначения с точки зрения их плодородия. В прошлом году досконально исследовали почвы Октябрьского, Красноармейского и Каслинского районов. Планы на этот год соразмерны - около 100 тысяч гектаров. К повторному изучению обследованной территории мы вернемся лет через семь, не раньше.

    Результат такой работы - формирование паспорта почвы, где отображены все основные ее характеристики, а также ресурс и потенциал. При необходимости на базе этой информации можно сформировать перечень мероприятий по повышению плодородия для каждого земельного участка, но такая работа выполняется в частном порядке.

    На юге Челябинской области плодородие почвы выше, чем в центральной и северной частях региона. Но там большой урон посевам наносят частые засухи, а без влаги никакие минеральные удобрения не позволят вырастить хороший урожай.

    К величайшему сожалению, динамика исследований показывает, что земли сельскохозяйственного назначения в Челябинской области деградируют.

    А есть в регионе земли, где выращивать сельхозкультуры не рекомендуется?

    Юрий Денисов: Опять же в рамках госзадания мы проводим исследование территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне Восточно-Уральского радиоактивного следа (ВУРС): речь идет о 12 тысячах гектаров земель сельхозназначения. На основной части этой территории выращивание сельхозкультур и заготовка кормов не запрещены, так как полностью безопасны. Для тех участков, где выявлено повышенное содержание радионуклидов, разработаны инструкции по ведению сельского хозяйства, но, поверьте, масштабы угрозы далеко не те, что были раньше.

    Как оснащены ваши лаборатории? Исследования проводятся на современном оборудовании?

    Юрий Денисов: Оборудование в основном еще советское, которое к тому же периодически исключается из реестра, что не позволяет нам вовремя выполнять поверку. По мере возможности мы обновляем его, но не всегда на смену приходят более качественные и точные аппараты. К тому же некоторое оборудование, списанное в утиль, сегодня уже не производят у нас в стране, поэтому приходится закупать за границей. Импортная техника хотя и лучше отечественной, но далеко не всегда соответствует нашим методикам лабораторных исследований и требует доработки на месте.

    Поэтому овощи из китайских теплиц у нас "безвредные"?

    Юрий Денисов: Здесь другая ситуация: исследования продукции, выращенной в сезонных теплицах с привлечением китайских рабочих, не подтверждают наличие в них вредных веществ. Не исключено, что там применяются стимуляторы роста, завезенные из-за рубежа, для их выявления должны быть соответствующие методики. Сегодня сельскохозяйственная продукция, которую производят китайцы, соответствует требованиям, предъявляемым действующими в России методиками. Анализ почв в теплицах тоже опасений не вызвал: нарушений не выявлено. Замечу при этом, что отдельные виды пестицидов способны быстро разлагаться, но затевать дорогостоящие исследования нашей лаборатории просто не по силам.

    Между тем

    Как сообщили в минсельхозе Челябинской области, в этом году вводится новое направление господдержки - субсидии на приобретение минеральных удобрений. Из областного бюджета на эти цели планируется направить 27 миллионов рублей. По предварительным подсчетам, в текущем году за счет средств областного бюджета возможна компенсация части расходов на приобретение удобрений в размере 15 процентов от стоимости.

    Поделиться