Подушки - только начало масштабной проверки качества товаров на наших прилавках. Эксперты уже исследовали качество одеял, ползунков, полотенец и детской обуви. И везде были найдены многочисленные нарушения.
В "Роскачестве" в конце прошлого года также исследовали майонез. Например, в майонезе самым популярным нарушением стало неверное указание массовой доли жира (в большую сторону).
По ГОСТу, продукт может называться "майонезом Провансаль", если он имеет массовую долю жира не менее 67 процентов. В действительности же многие товары на отечественных прилавках не соответствуют этому показателю, то есть жидковаты.
В первом квартале этого года в Роскачестве планируют провести массовые проверки продовольствия на российских прилавках. В лаборатории отправятся образцы рафинированного и нерафинированного подсолнечного масла, филе лососевых видов рыбы, трески, сельди в масле и красной икры, маринованных огурцов, риса и сливочного масла.
Более 33 процентов подушек из партии контрольных закупок однозначно оказались фальсификатом. 11 процентов признаны небезопасными. Остальные - более-менее в норме. Как сообщили "Российской газете" в Роскачестве, проверку прошли подушки большинства производителей, представленных на нашем рынке.
"В исследовании приняли участие самые популярные у россиян подушки в чехлах и без чехлов, с наполнителями из синтетических волокон, а также смеси таких волокон с искусственными волокнами. Испытывались подушки всех ценовых категорий, произведенные как в России, так и за рубежом", - сообщили в организации.
Как обычно товары на полках магазинов проверяли на соответствие двум уровням требований: минимальному (техрегламенты и ГОСТы) и повышенному (стандарты Роскачества).
Последние предполагают проверку на соответствие заявленных параметров и реальных размеров, наличие постороннего запаха и остатков формальдегида (очень вреден для человека), устойчивости краски и материала к стирке.
Так что выявленный фальсификат не весь оказался вредным для здоровья. Большинство подушек на полках российских магазинов не могут нести вреда, но и качественными их все же не назовешь. А вот изделия трех торговых марок, как выяснилось, не соответствуют техрегламентам по безопасности. Список этих товаров можно найти на официальном сайте Роскачества.
Самой распространенной проблемой стало то, что производители указывали недостоверную информацию на маркировке своих изделий. Например, изготовитель одного из образцов на упаковке "обещал", что наполнитель чехла будет состоять из натуральных волокон на 90 процентов. На самом деле тот полностью состоял из полиэфирных волокон (синтетики), приводят пример эксперты.
Вообще, правильные подушки с наполнителями из синтетических волокон гипоаллергенны и относительно дешевы.
"Сегодня потребители отдают предпочтение изделиям в чехлах, которые также имеют свой наполнитель и ткань верха. Согласно действующим в России законам производитель должен точно указывать состав всех "комплектующих" изделия", - рассказала руководитель департамента по сертификации Роскачества Ольга Токмина.
Другой производитель заявлял, что его изделие на 100 процентов сделано из шерсти. На деле при изучении "начинки" в лаборатории также не нашли ничего, кроме этих самых волокон.
Есть и менее "криминальные" нарушения. Например, несоответствие заявленных размеров изделия реальным. Хотя в отдельных случаях отклонение по одной из сторон доходило до трех сантиметров.
"Эти несоответствия могут рассматриваться как нарушение прав потребителей на достоверную информацию, указанную на маркировке. О каждом выявленном случае фальсификации Роскачество уведомило соответствующие органы", - сообщили в организации.
Простым покупателям все эти нюансы распознать у прилавка практически невозможно. Так что, советуют эксперты, лучше не рисковать и провести маркетинговое исследование до похода в магазин. Ведь плохая подушка может принести много проблем. Это и плохой сон, и болевые ощущения, и даже повышенное давление. А плохое настроение! Не самое лучшее начало нового дня, согласитесь.
Кстати, не гоняйтесь за импортом. По словам замруководителя Роскачества Елены Саратцевой, в целом именно российские подушки оказались конкурентоспособными. Из тех образцов, которые отвечают самым высоким требованиям, большинство - нашего производства. Теперь они смогут претендовать на получение первого в России государственного "Знака качества".
"Эти образцы отличались, в том числе, устойчивостью краски к внешним воздействиям, способностью ткани легко впитывать и удерживать влагу и соответствовали установленному уровню pH. Последнее требование было впервые предъявлено в России к качеству постельных принадлежностей именно в рамках данного исследования Роскачества, - рассказала представительница организации.
Фальсификация в последнее время стала самой распространенной проблемой российского рынка потребительских товаров. Производители тут и там указывают недостоверную информацию о своих товарах на упаковках. Особенно это касается продуктов питания.
С этим, в частности, связана объявленная в последнее время война против пальмового масла. Производители молочных продуктов все чаще стали заменять дорожающее молочное сырье компонентами на основе растительного жира. И при этом "забывают" указывать об этом на упаковке. Особенно это касается производства "молокоемких" продуктов, таких как сливочное масло и сыр.
В России даже планируют ввести специальную маркировку на товары, которые содержат пальмовое масло. И увеличить штрафы для производителей, которые будут нарушать требования к маркировке своей продукции. Также сейчас обсуждается возможность введения дополнительных сборов с производителей, использующих этот ингредиент в пищевой продукции.
Роскачество учреждено правительством РФ 30 апреля 2015 года.
Цель организации - повышение уровня доверия граждан к российской продукции. Для этого Роскачество осуществляет исследования качества продукции и ее добровольную сертификацию, по результатам которой будет присваиваться российский Знак качества.
Деятельность Роскачества финансируется государством. Процедура сертификации бесплатна для производителей.
Первые "Знаки качества" были вручены в России в конце прошлого года. Их получили компании легкой и пищевой промышленности - производители полотенец, детских комбинезонов и обуви, а также майонеза. Всего - 12 товаров.
Предполагается, что появление новой маркировки будет способствовать повышению общего уровня качества товаров на рынке, раз все производители будут подтягиваться к уровню лидеров. Стимулом для них будет потенциальное увеличение спроса на их продукцию.