Под Саратовом раскопали следы древнерусского поселения

Недавно саратовская общественность вновь вернулась к обсуждению вопроса о возрасте родного города и возможности его считать "наследником" средневекового золотоордынского города Укека.

Девушка из Бережновки

На территории современного Саратова люди жили, по крайней мере, еще 4000 тысячи лет назад. Древнейшие следы пребывания человека найдены здесь на Алексеевском городище. Это место на берегу Волги за Соколовой горой. Жившие здесь в конце 3 тысячелетия до нашей эры племена "катакомбной культуры" принадлежали к бронзовому веку цивилизации. Они занимались скотоводством и земледелием, умели обрабатывать металлы.

В середине прошлого века была выдвинута интересная гипотеза: из степей Восточной Европы предки этих племен распространились на огромном пространстве от Индии до Ирландии, принеся туда свой язык, на основе которого и сформировались современные языки, входящие в индоевропейскую семью. Одной из причин такого "цивилизаторского" успеха, якобы, стало то, что они первыми освоили верховую езду.

- Очевидно, что лошадь была одомашнена там, где она жила в диком состоянии, то есть на территории степей и лесостепей, простиравшихся от Северного Причерноморья до Сибири. А на территории Саратовской области найдено одно из древнейших свидетельств одомашнивания этого животного - изображение лошади с уздой, относящееся к четвертому тысячелетию до нашей эры, - рассказывает археолог Игорь Дремов.

Внешне древние обитатели Поволжья были похожи на современных волжан. В этом можно убедиться, посмотрев в областном краеведческом музее на скульптурный портрет молодой женщины. Знаменитый антрополог Михаил Герасимов по своей методике реконструировал его по хорошо сохранившемуся черепу, найденному в одном из захоронений близ села Бережновка. Кстати, это один из самых древних в мире курганов. Ему больше 6000 лет. Ученые выяснили, что самые древние курганы в южнорусских степях на тысячу лет старше египетских пирамид.

Позже, в начале первого тысячелетия нашей эры, на Алексеевском городище жили племена, относящиеся к городецкой культуре (предки финно-угорских народов), от тех времен остались следы оборонительного вала. Археологи нашли здесь и следы пребывания предков славян (протозарубинецкой культуры). Это было неожиданностью, поскольку считалось, что они жили значительно западнее.

Горы русских

Археологические открытия последних десятилетий позволяют во многом пересмотреть привычный взгляд на историю заселения волжских земель. Раньше считалось, что переселение в Поволжье русских началось только после завоевания Иваном Грозным в XVI веке Казани и Астрахани. Однако археологи нашли гораздо более ранние (еще домонгольские) следы жизни славян на Волге в Самарской, Саратовской и Ульяновской областях. Согласно новым данным, поселения славян, относящихся к Рязанскому или Черниговскому княжествам, находились и на Хопре.

Находки такого рода сделаны и на Алексеевском городище. Обнаруженная здесь древнерусская керамика относится к XII-XIV векам. Кроме того, археологи откопали много замков, ключей, ножей, пряслиц, изготовленных древнерусскими мастерами, а также русские жилища-землянки.

Самое любопытное, что эти артефакты подтверждаются и письменными источниками. Известный арабский путешественник Ибн-Баттута в начале XIV века писал, что в одном дне пути от золотоордынского города Укека находятся "горы русских". Расстояние до Алексеевского городища - примерно 30 километров - как раз укладывается в дневной переход. Другой автор рассказывал, что ордынский город граничит с "западным князем". Получается, древнерусское поселение на правом "нагорном" берегу Волги сохранялось какое-то время даже и после того, как Поволжье вошло в состав нового государства - Золотой Орды. Кстати, археологические раскопки самого Укека показывают на присутствие в нем наряду с мусульманским христианского и русского населения.

Последние находки

Прежде чем обосноваться в своих нынешних границах, Саратов дважды менял месторасположение. Как считает большинство историков, в 1590 году город заложили на правом берегу Волги выше современного Саратова, в районе речки Гуселка или же на острове против этого места. После сильного пожара, около 1613 года,  город перенесли на левый берег. Там он существовал до 1674 года, и только после этой даты началось строительство на правом берегу на месте современного Саратова.

Окончательно подтвердить версию о месторасположении первого Саратова можно с помощью археологических исследований. Но результаты раскопок, проводившихся в устье речки Гуселка в середине прошлого века, утрачены. Сейчас же эта местность застроена дачами. Тем не менее летом прошлого года некоторые исследования удалось провести.

На помощь профессиональным археологам пришел краевед, протоиерей Михаил Беликов, автор книги по истории старейшего саратовского храма - Свято-Троицкого собора. В Гуселке на своем и соседнем дачных участках, где закладывали фундамент дома, священник нашел древнерусскую керамику и даже органические материалы для анализов. Однако эти находки, как часто бывает, вызвали новые вопросы.

По словам Игоря Дремова, эта керамика, датированная XII-XIV веками, схожа с той, которая раньше была обнаружена на Алексеевском городище. Более точную датировку даст радиоуглеродный анализ, на который направлены материалы раскопок. Пока же по предварительным данным можно предположить, что в районе Гуселки в это время существовало еще одно древнерусское поселение.

Как считает археолог, хотя русские поселения к моменту основания Саратова не сохранились, возможно те, кто искал место для нового города, ориентировались на их расположение, память о котором была к тому времени не совсем утрачена.

Мнение

Игорь Дремов, археолог:

- На самом деле всегда находятся люди, которым почему-то кажется важным "удревнить" свой город. Это такое упрощенное представление о прошлом. Такие дискуссии велись в связи с юбилеем основания и Казани, и Дербента. В одной из бесед со школьниками и краеведами я сказал, что, если хочется вести отсчет истории Саратова с основания Укека, с таким же успехом можно начинать и с Алексеевского городища. Потом с удивлением прочитал в новостях, что у меня якобы есть доказательства существования Саратова полторы тысячи лет назад. Однако это лишь интерпретации, а серьёзных научных аргументов для этого нет.

Дата основания Саратова в 1590 году подтверждена историческими источниками, для ее пересмотра нет ни оснований, ни необходимости. Другое дело, что в окрестностях Саратова и Энгельса есть целый ряд археологических памятников разных эпох - это и Увек, и Алексеевское городище, археологи всегда мечтали об их включении в культурную жизнь города. Присутствие таких памятников в пространстве культуры дает ощущение связи времен и формирует гуманитарные ценности.

Очевидно, что Саратов получил своё название по исторической местности, где был основан. В этом отношении, действительно, история города может начинаться не с момента строительства крепости, а с предшествующих исторических событий, связанных с местом его расположения.

Амулет императора Шуньчжи

Старинный бронзовый амулет эпохи основателя последней китайской династии Цин императора Фулинь (Шуньчжи) был найден несколько лет назад в поселке Приволжский в Энгельсе при сносе здания столовой. Как рассказал человек, принесший вещицу в краеведческий музей, на нее наткнулся один из строителей, когда разрушал стены   отбойным молотком. По словам Игоря Дремова, есть только одно объяснение "детективной истории", как в фундаменте постройки XX века оказалась средневековая реликвия. Археолог считает, что, скорее всего, она могла попасть туда при строительстве вместе с песком, который привозили из соседнего карьера.

Амулет почти девять сантиметров в диаметре, круглый, с четырехугольным отверстием. На нем изображение четырех священных существ: дракона, феникса, льва и единорога. В Поднебесной такие амулеты использовали в качестве награды или знака отличия.

По мнению историков, на Волгу эта вещь могла попасть вместе с калмыками, которые в XVII веке переселились сюда из Монголии. В начале XVIII века напротив Саратова на левом берегу Волги была конская ярмарка, на которую калмыки пригоняли лошадей, а также летняя ставка хана Аюки. Именно здесь хан в 1722 году встречался с Петром I. Молодость Аюка провел в Джунгарии, бывал и в Китае. По мнению историков, амулет мог принадлежать либо кому-то из приближенных, либо самому хану. А вся эта история - еще один пример многообразия культурных связей. Кстати, как считают краеведы, один из волжских протоков рядом с современным Энгельсом, речка Каюковка, получила свое название от имени калмыцкого хана.