Сибирские фермеры не поверили в новые правила агрострахования

По утверждениям страховщиков, со вступлением в силу новых правил агрострахования с господдержкой в этом секторе произошла чуть ли не революция. Однако новосибирские фермеры настроены скептически. Мало того, что уже якобы действующих правил никто в глаза не видел, так еще и за последние годы доверие к рынку страхования сельскохозяйственных рисков было утрачено. В этом виноваты как криминальные схемы, суды по которым продолжаются до сих пор, так и жесткие условия договоров, получить выплаты по которым было крайне сложно.

Остались без компенсаций

Недавно "РГ" писала (выпуск "Экономика Сибири" за 04.02.2016) о том, что глава "Страхового общества "Купеческое" Татьяна Кудрявцева была осуждена в Новосибирске на три года колонии за мошенническую схему, по которой через местный филиал компании было похищено 63,5 миллиона рублей бюджетных средств. Махинации осуществлялись через фермеров, которым предлагали заключить "бесплатный" договор страхования - деньги за них вносила подконтрольная "Купеческому" финансовая организация, а страховщикам полагались субсидии от государства.

Но в 2012 году, когда поля в Новосибирской области и Алтайском крае серьезно пострадали от засухи, фермеры по этим договорам не получили никакой страховой компенсации - у "Купеческого" в двух сибирских регионах было 125 клиентов, оставшихся ни с чем. Но и те компании, что занимались страхованием по всем нормам закона, не спешили выдавать селянам деньги.

- В 2013 году понадобилось взять кредит, а одним из условий была страховка урожая, - рассказывает председатель совета крестьянско-фермерских хозяйств Новосибирской области, глава крестьянско-фермерского хозяйства "Олимп" Юрий Шелудяков. - Застраховался в одной из крупнейших российских компаний. Сезон выдался очень влажным, урожай мы практически потеряли из-за дождей и подтоплений. Но условия страховки оказались такими драконовскими, что получить выплаты было невозможно. Указанные в договоре параметры, определяющие наступление страхового случая (температура воздуха, влажность, атмосферное давление и прочее применительно к конкретным датам), скорее, характерны для субтропиков, но не для Сибири. Страховую компенсацию не удалось получить и через суд, который тянулся около года. В итоге хозяйство потеряло огромные деньги.

- Чтобы еще раз пойти к страховщикам - нет уж. Нужно менять законодательство. Сегодня государство оплачивает пятьдесят процентов суммы взноса, но при этом дальнейшая судьба страхователя его не интересует. У нас не будет нормального рынка агрострахования, пока государство не начнет контролировать деятельность страховщиков. Насколько я знаю, новые правила регламентируют их работу, но, в конечном счете, ничего не гарантируют. Впрочем, самого документа мы до сих пор не видели, хотя четвертого февраля изменения должны были принять окончательно, - говорит Юрий Шелудяков.

Союз устойчивых

Общаясь с журналистами в пресс-центре ГТРК "Новосибирск" "Встречи на Вертковской", начальник управления стратегии развития и перестрахования Национального союза агростраховщиков (НСА) Вадим Лупало пояснил, что с 1 января 2016 года право оказывать услуги сельскохозяйственного страхования с господдержкой могут лишь представители этого объединения, в которое входит восемнадцать компаний. Однако лишь часть из них готова страховать фермеров в Сибири - в зоне рискованного земледелия. Так, в Новосибирской области агрострахованием займется не более трех страховщиков.

Чтобы попасть в ряды НСА, страховщики проходят жесткий отбор, в том числе компании должны подтвердить свою финансовую устойчивость в Центробанке. Кроме того, участники ассоциации формируют специальный компенсационный фонд, который должен гарантировать аграриям выплаты при наступлении страхового случая. Однако страховщики уверены, что без содействия со стороны государства им все равно не обойтись.

- Товаропроизводитель должен заплатить первый взнос, после чего он идет с документами в областной минсельхоз и оформляет субсидию на вторую половину страховой премии. И здесь порой возникали существенные трудности: бюджетные деньги приходили на счет страховщика через два-три месяца, иногда даже в декабре, когда срок действия договора заканчивается, а страховых случаев уже не может быть, - напоминает председатель правления Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков Геннадий Плотникова.

По его мнению, государство также должно контролировать организации, участвующие в оценке страховых случаев, такие как гидрометеорологическая и статистическая службы.

- Государственные органы должны завизировать свои обязательства в части мониторинга ведомственных данных, - уверен Плотников, - Есть примеры в Краснодарском крае, когда гидрометеослужба предоставляла фиктивные справки по оценкам страховых случаев, и по ним мошенники претендовали на получение до миллиарда рублей страхового возмещения. Нужна тройственная связка: государство - страховщик - сельхозпроизводитель.

"ОСАГО" по-крестьянски

Еще один немаловажный момент - стоимость страховки, которая, по оценкам специалистов НСА, вырастет. Это объясняется тем, что с 2016 года, согласно новым правилам, снижается нижний порог гибели и утраты урожая с принятых ранее 25 процентов до 20. Таким образом, на пять процентов расширяется страховое покрытие, что приведет к удорожанию услуг страховщиков. Однако, как заверили в НСА, цены поднимутся незначительно.

Что касается взаимодействия с госорганами, то аппетиты страховщиков будет контролировать управление экономики и финансов регионального министерства сельского хозяйства. Тарифы будут корректировать так, чтобы стоимость страхования не оказалась завышенной или же, напротив, чтобы избежать намеренного демпинга. При этом ценовой коридор должны утверждать отдельно по каждому району области с учетом особенностей условий для ведения сельского хозяйства.

Те, кто около трех лет вынашивал предложения по усовершенствованию системы агрострахования с госучастием, уверены, что оно должно приобрести единую ценовую и нормативную форму, подобную, например, ОСАГО.

- Со страхованием техники или рисков в животноводстве подобных проблем нет, система отлажена, ей доверяют. Но там куда проще и убытки подсчитать, и сформировать понятие страхового случая. Земледелие же, пожалуй, из всех отраслей экономики наиболее подвержено влиянию климата и других факторов, над которыми не властен человек. Тем более в Сибири. Конечно, нужно искать точки соприкосновения, однако какие бы правила ни принимались, все они "выстраданы" страховщиками и, в конечном итоге, пойдут на пользу лишь им, - подчеркивает Юрий Шелудяков.

Впрочем, одно из важнейших условий, которые выдвигали фермеры, принято. Порядок расчета убытков по новым правилам уточнен так, чтобы учитывалось влияние тех или иных факторов на конкретных площадях, а не "в среднем по больнице". Теперь сельхозпредприятие сможет требовать компенсации убытков на тех отдельных участках, где негативные явления имели локальных характер. Вообще размер убытков будет теперь определяться точнее. Например, с учетом возможных потерь при уборке или обработке - эта погрешность уже на руку страховщикам. По сути, новые правила и призваны сделать систему агрострахования более сбалансированной. Насколько это удастся, можно будет судить нынешней осенью.

Цифра

17 компаний лишены лицензий на агрострахование по решению ЦБ РФ за последние два года

Прямая речь

Владимир Аксенов, первый заместитель председателя исполнительного комитета межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение":

- Если говорить о новых правилах сельхозстрахования с госучастием, то нынешний год во многом будет экспериментальным. Наверняка появятся предложения по корректировке существующих положений, чтобы адаптировать их к условиям всех сибирских регионов, где разные природно-климатические условия. Это очень сложно сделать в кратчайшие сроки. В рамках "Сибирского соглашения" мы регулярно проводим работу в данном направлении, но только когда принятые правила будут рассмотрены в действии, появится возможность говорить о разработке долгосрочных нормативов.