Улица Норильская, где возвышается злополучная 17-этажка, - продуваемая ветрами городская окраина. Но дом видный: современная серия, застекленные лоджии. Татьяна Дмитриевна о таком жилье мечтала всю жизнь и многие годы откладывала на него деньги.
- До приезда дочери и внучки, - вспоминает теперь, - с мебелью и ремонтом решила повременить. Лето на дворе. Думаю, осмотрюсь пока, окна помою, проветрю - какой-то нестерпимо тяжелый запах сразу почувствовала. Ночью на надувной матрац прилегла - голова раскалывается, сердце давит. На свежем воздухе боль отпускает, возвращаюсь - наваливается. Прораб отмахнулся, его начальник и вовсе отрезал: "Денег, что ли, хотите? Аферистам не подаем". Но у меня за плечами 40 лет инженерного стажа на вредном производстве. Окна в их присутствии плотно закрыла, дверь опечатала. Спустя три месяца пригласила специалистов Центра гигиены и эпидемиологии. Они и обнаружили, что "среднесменная концентрация формальдегида в квартире превышает норматив в 9,6 раза".
...Заключения пяти, в том числе двух судебных экспертиз были практически идентичны: "Поскольку мебель и другие предметы в квартире отсутствуют, сделано предположение, что источником загрязнения воздуха являются стройконструкции здания, имеющие в своем составе теплоизолирующие полимерные материалы, выполненные с применением формальдегидсодержащего связующего".
Последовали и выводы Октябрьского районного, а потом и краевого суда: "СК "Промстрой" передала Потылициной Т.Д. квартиру, которая не отвечает обязательным санитарно-гигиеническим требованиям и нормативам". Договор участия в долевом строительстве признан расторгнутым. С учетом стоимости жилья, имущественного и морального ущерба, штрафов и иных потерь застройщик обязан выплатить пострадавшей более 6,5 миллиона рублей. И около двух миллионов - ее соратникам по борьбе из общества потребителей.
- Знакомые поздравляют. Но чему радоваться-то? - сокрушается победительница. - До тех пор, пока ответчик не выплатит все, что суд предписал, остаюсь собственником квартиры, в которой жить невозможно. А взять с моих обидчиков нечего. Они, как выяснилось, в разборках с кредиторами погрязли.