12.02.2016 15:55
    Поделиться

    Севастопольский госуниверситет построит исследовательское судно-робот

    СевГУ построит исследовательское судно-робот на средства ОСК и Минобрнауки РФ
    В Севастопольском государственном университете готовятся к постройке экспериментального судна для морских исследований. Свои функции оно сможет выполнять автоматически, без участия экипажа. Проектировщиков выберут по итогам всероссийского конкурса, а постройкой займется Объединенная судостроительная корпорация (ОСК).

    Проект "Пионер М" стартует в начале апреля одновременно с открытием центра морских исследований и технологий СевГУ и продлится два года. Планируется, что уже в 2018 году судно начнет проводить исследования в Черном море не только в интересах ученых и студентов СевГУ, но и выполнять задания внешних заказчиков.

    - Университету необходимо судно для проведения исследований и прохождения практики, - рассказал ректор СевГУ Валерий Кошкин. - Его можно было бы купить, внеся эти траты в нашу программу развития. Но так как у вуза есть институт кораблестроения, талантливые заинтересованные магистры, квалифицированные преподаватели, а мы стремимся стать одним из лучших морских университетов России, то было решено самостоятельно спроектировать и построить такое судно. Однако для этого нужны партнеры.

    Идею уже поддержали в ОСК - планируется, что она выступит учредителем конкурса и предоставит базу для постройки судна на Севморзаводе. К участию в проекте привлекут успешных студентов и профильных ученых со всей страны, которые затем смогут использовать полученный опыт на предприятиях и в конструкторских бюро.

    Экипаж у судна будет, но часть рейсов в прибрежной зоне оно сможет выполнять в беспилотном режиме

    - Создадим условия для преподавателей, сотрудников предприятий, ученых, студентов, которым интересно строить корабли. Если проект станет мощным и всероссийским, то появится прослойка специалистов, которые шаг за шагом набираются опыта в судостроении, - уверен Кошкин.

    Само судно предлагают спроектировать в виде катамарана со съемными модулями, благодаря которым его можно будет трансформировать в зависимости от задач. Речь идет о контейнерах со специализированным оборудованием для разного рода исследований - водолазных работ, забора химических проб, исследований дна, глубинной съемки. Однако команды разработчиков смогут предложить и обосновать свои решения и инновационные идеи.

    Фишкой "Пионера М" станет роботизированная система управления: экипаж у судна будет, но часть рейсов в прибрежной зоне оно сможет выполнять в беспилотном режиме. Для этого разработчикам надо предусмотреть двойную систему управления - ручную и программируемую.

    - В СевГУ работают десятки исследовательских групп в области автоматики, кибернетики, программирования, кораблестроения и так далее, - говорит руководитель стратегической группы "Исследования" СевГУ профессор Максим Евстигнеев. - Их синергия позволит создать судно-робот, курс и функции которого программируются оператором. К примеру, оно может ходить вдоль береговой черты и отслеживать состав морской воды - с помощью автоматизированной лебедки опускать батометр, производить забор проб и помещать их в контейнер. Так можно исследовать и сероводородный слой, изучать возможность добычи серы.

    В СевГУ рассчитывают, что беспилотное судно будет востребовано на рынке благодаря дешевизне его работы и широкой функциональности. Его можно использовать для экологического мониторинга, подводной археологии, практических исследований при постройке подводных трубопроводов.

    - Стоимость дня работы судна-робота будет намного дешевле, чем у специализированных служб, проводящих исследования, - считает Евстигнеев. - У него множество функций, которые сами сформируют рынок через пять-восемь лет. Кроме этого, сможем продавать технологию производства автоматизированного судна.

    Проект "Пионер М" реализуют в несколько этапов. В апреле объявят конкурс концептуальных проектов среди студентов российских вузов. Авторов трех лучших работ в июне объединят в команду - она и займется разработкой судна в СевГУ при участии специалистов ОСК. К ноябрю будет подготовлена проектная документация, которую направят на экспертизу. Все заключения планируется получить к концу 2016 года, а в течение 2017-го построить судно. Кстати, у преподавателей СевГУ есть опыт кораблестроения - в 1980-е годы в Севастопольском приборостроительном институте разработали и построили учебное судно "Ахтиар", которое многие годы вело исследования в Черном море.

    Валерий Кошкин сообщил "РГ", что стоимость проекта пока не определена, но на все работы потребуются десятки миллионов рублей. Предполагается, что финансирование возьмут на себя ОСК и минобрнауки РФ.

    Центр морских исследований и технологий СевГУ разместится на свободных площадях института ядерной энергии и промышленности в бухте Голландия (Северная сторона Севастополя). Там уже ремонтируют учебные корпуса и общежитие. Туда же планируют перевести институт кораблестроения и морского транспорта, который сейчас размещается на улице Гоголя. В перспективе СевГУ намерен занять лидирующие позиции среди российских вузов в морской отрасли.

    Тем временем

    Правительство Севастополя передало СевГУ 33 гектара земли в районе Стрелецкой бухты, включая спорный участок под технопарк. Следом вуз получил несколько участков в районе бухты Голландия, в том числе 17,7 гектара у моря - без этого надела госуниверситет не сможет реализовать свои планы создания центра морских технологий. Согласно документам вузов, вошедших в состав СевГУ, общая площадь госуниверситета должна составлять 88 гектаров.

    Поделиться