12.02.2016 15:30

Физик из Новосибирска помог доказать теорию Эйнштейна

Научная сенсация последних дней - обнаружение гравитационных волн, предположение о существовании которых Альберт Эйнштейн высказал сто лет назад, не состоялась бы без алгоритма, созданного физиком Сергеем Клименко, выпускником НГУ. Сейчас он работает во Флоридском университете США и с 1997 года участвует в проекте "Лазерно-интерферометрическая гравитационно-волновая обсерватория" (LIGO).

- На тот момент эксперимент только начинался, детекторы только строились, и можно было посидеть, подумать. Опять же для разнообразия решил заняться обработкой данных, - передает ТАСС слова Клименко. - Главное программу не написать, главное - придумать. Я ее придумал и разрабатывал вместе с моим коллегой из Флоридского университета профессором Генахом Мицельмахером. А с 2004 года ее начали использовать в LIGO.

При помощи программы, созданной россиянином, 14 сентября прошлого года сразу две обсерватории, участвующие в проекте, получили и обработали сигнал, который стал доказательством существования гравитационных волн. Их источником стало слияние двух черных дыр, произошедшее порядка 1,3 миллиарда лет назад.

Открытие в научном сообществе уже признали эпохальным. Оно экспериментально подтверждает одно из положений общей теорией относительности Энштейна, сформулированное великим ученым еще в 1915 году.