Новости

12.02.2016 00:06
Рубрика: Культура

Выставка фотографий Российской империи открылась в Москве

Вильям Каррик "Фотографии Российской империи 1860-1870-х годов", Мультимедиа Арт музей, до 8 марта
XI международный месяц фотографии в Москве "Фотобиеннале-2016" представляет фотографии Вильяма Каррика - выдающегося русского фотографа. Да, именно русского. Семья шотландских купцов Карриков поселилась в России еще в XVIII веке. Дед Вильяма был известен на Лондонской бирже как "купец из Петербурга". Его сын Эндрю, тоже купец, в 1825 году приехал по делам из Петербурга в Эдинбург, встретил там свою будущую жену и после рождения Вильяма, перевез семью в Кронштадт, а затем в Петербург. Вильям прожил большую часть жизни в России, в Петербурге его звали все на русский манер Василием Андреевичем. Кроме того, он свободно владел пятью языками и в принципе мог жить где угодно. Отец отправил Вильяма в Императорскую Академию художеств обучаться архитектуре, но Каррику больше нравилась живопись. В 1853 году он закончил академию. Но, как фотограф говорил сам, "имея право строить, но, к несчастью, не умея".
На выставке можно увидеть работу Вильяма Каррика "Продавщица молока". Фото: Мультимедиа Арт музей На выставке можно увидеть работу Вильяма Каррика "Продавщица молока". Фото: Мультимедиа Арт музей
На выставке можно увидеть работу Вильяма Каррика "Продавщица молока". Фото: Мультимедиа Арт музей

Понимая, что фотография становится популярной и коммерчески выгодной, Каррик перебрался в Шотландию, где изучал премудрости модного искусства. Там же он встретил фототехника Джона Макгрегора. Они открыли в Петербурге на Малой Морской улице свое знаменитое ателье, в котором впоследствии побывают Менделеев и Крамской, и даже великий князь Николай Александрович.

Каррик одним из первых в русской фотографии стал снимать сюжеты из народной жизни. В 1860-е он создал серию "уличных типов" - разносчиков, дворников, молочниц, полотеров, трубочистов, почтальонов, извозчиков. Всего 300 снимков. Художники использовали их для написания собственных картин вместо натурных этюдов. Ведь интерес к теме крестьянского быта накануне отмены крепостного права заметно рос.

Фотографы того времени чаще работали в студии: выезжать на пленэр было неудобно - с собой приходилось брать огромное количество тяжелой аппаратуры. Каррик, опять же одним из первых, взялся за работу вне студии и совершил несколько "фотографических экспедиций" по Санкт-Петербургской, Тверской и Новгородской губерниям и Финляндии. Снимки Каррика покупали путешественники и иностранцы - свои карточки он часто подписывал на двух языках. В 1876 году Каррик получил звание фотографа Императорской Академии художеств.

Весь его архив - это более тысячи снимков. Долгое время они были неизвестны широкому зрителю. Мультимедиа Арт музей представит 100 снимков - часть крупнейшего частного собрания.

Культура Арт Фотография Гид-парк
Добавьте RG.RU 
в избранные источники