- Это вас не касается! - ответила рассерженная француженка. - Что за вопрос! Но если хотите знать, то - да, было. Но вообще, то, что мы играем, необязательно совпадает с нашими жизненными обстоятельствами. Есть сценарий, которому мы подчиняемся, и есть указания режиссера. На то мы и актеры, чтобы воплощать на экране то, что переживали не мы, а наши персонажи.
Изабель Юппер уж точно не мог понравиться этот вопрос. Потому что одна из главных тем фильма подающего надежды французского режиссера - возрастные депрессии эмансипированной парижской интеллигентки. Все еще прекрасная, 62-летняя Юппер выглядит в фильме дамой за пятьдесят. И даже фраза ее героини: "После сорока мы, женщины, становимся отбросами, на которые никто не обращает внимания", звучит как комплимент самой себе, заставляющий зрителя видеть в кадре не вошедшую в лучшие лета великую актрису, а более молодую героиню фильма Натали - учительницу философии в парижской школе.
Как призналась на пресс-конференции режиссер фильма Миа Ханзен-Лев, ее родители тоже были учителями философии, так что эта история оказалась биографической и для создательницы киноленты, в которой все переполнено книгами и умными философскими сентенциями. В переводе на немецкий они кажутся не совсем аутентичными и даже затрудняют понимание, однако это лишь незначительный "побочный эффект" интеллектуальной среды, окружающей главную героиню и ее мужа, преподавателя той же школы.
Именно муж Натали наносит ей первый удар, неожиданный и страшный, объявляя, что давно имеет любовницу и уходит к ней жить. Героиня отважно пытается справиться с ситуацией, даже рассказывает об этом инциденте своему бывшему ученику, подающему надежды юному философу Фабиану. Однако несчастья следуют одно за другим: издательство расторгает с Натали договор о публикации ее учебника, умирает ее полубезумная мать, которую героиня только что проводила в дом престарелых. Но самым большим ударом оказывается решение Фабиана примкнуть к радикальному коммунистическому движению, уехать в альпийскую деревню и завести роман с юной соратницей по "политической борьбе".
Натали требуются недюжинные душевные усилия, чтобы противостоять обрушившемуся на нее урагану бедствий, продолжать преподавание в школе и вести более или менее размеренную жизнь, из которой она была вырвана так неожиданно и жестоко. Однако именно ее ученики придают ей новые силы, предлагая писать и редактировать статьи для их философского интернет-проекта. Кроме того, Натали становится бабушкой и обретает почву под ногами, найдя новые области применения своего опыта, знаний и душевных сил.
Автор картины Миа Ханзен-Лев вплела в сюжетную канву практически все составляющие личной драмы - жанра, которым в совершенстве владеют мастера французского кино. На ум приходит знаменитая трилогия Франсуа Трюффо, в которой заложены основы жанра - спокойное, неаффектированное повествование о сложной и порой нескладной жизни героев - в принципе, не такой уж плохой. Главное - вечный посыл французских режиссеров - уметь быть счастливым в заданных обстоятельствах. Новое в интерпретации Ханзен-Лев - идея о возможности быть счастливым даже с потерями - благодаря внутренней силе и колоссальной работе души. Как рассказала Изабель Юппер, в этой роли она попыталась показать, что ее героиня находит какие-то резервные силы в самой себе, и даже одиночество в этом случае становится целебным.
На протяжении всего фильма "новая сильная женщина" Натали пытается интерпретировать свои потери как вновь обретенную свободу, находя неизменные подтверждения в цитатах великих философов. Однако ее личная философия счастья любой ценой вполне вписывается в контекст "жестокого современного общества", которое на протяжении фильма постепенно проявляет гуманные черты. Это утверждает и новая картина Андре Тешине "Когда тебе семнадцать", также показанная в конкурсной программе Берлинале. Стрелки французского кино, работающего в стилистике бытового реализма, явно переведены на оптимизм и общечеловеческие ценности, позволяющие во что бы то ни стало стать счастливыми.