Иностранные онлайн-магазины предложили обложить налогом

Иностранные интернет-магазины, которые продают товары россиянам, могут обложить налогом на добавленную стоимость (НДС). Это обеспечит равные условия как для российских, так и для зарубежных торговых площадок, а также поможет отечественным игрокам стать более конкурентоспособными.

Предложение о введении НДС прозвучало на заседании рабочей группы под руководством советника президента России по развитию Интернета Германа Клименко.

В 2010 году в России был установлен порог на беспошлинную трансграничную торговлю на уровне одной тысячи евро или 31 килограмма посылок в месяц. Это самый высокий в мире лимит. Основная проблема заключается в том, что стоимость товаров зарубежных интернет-магазинов гораздо привлекательнее, чем российских. Иностранные компании не облагаются налогом, в то время как наши интернет-компании включают налоги в стоимость товаров.

Очевидно, что потребители выбирают более привлекательные цены. За год, по данным экспертов, количество онлайн-заказов из-за рубежа увеличилось на 75 процентов, при этом 85 процентов всех посылок к нам идет из Китая.

Для решения проблемы существует несколько вариантов, уверен член рабочей группы, президент АКИТ Алексей Федоров. Первый - стандартное снижение порога беспошлинной торговли. Везде в Европе он снижен до 22 евро. То есть если стоимость посылки превышает 22 евро, то получатель платит пошлину. Белоруссия решила последовать примеру Европы и тоже опустила порог с 200 евро до 22, вес посылки тоже снижен с 31 килограмма до 10. Но, очевидно, что этот подход бьет по карману покупателей.

Второй вариант решения проблемы - сделать иностранные интернет-компании, занимающиеся торговлей в России, налоговыми агентами и обязать платить НДС. "Такой механизм уже работает в некоторых странах. Например, если интернет-магазин из Великобритании поставляет товары в Нидерланды на сумму более 100 тысяч евро, он начинает платить НДС в стране, куда товар был продан", - рассказал Федоров.

Если западные интернет-магазины станут налоговыми агентами в России, потребители не будут нести никакой нагрузки. Кроме того, пока не ясно, получится ли привлечь к уплате налогов, например, такого крупного агрегатора, как AliExpress. Сам он не торгует, а собирает на своей площадке сотни маленьких продавцов.

Еще один вариант регулирования трансграничной интернет-торговли - почтовый сбор. "Это означает, что все логистические компании обкладываются специальным сбором за каждую посылку, ввезенную в Россию", - пояснил Алексей Федоров. Сбор будет дифференцирован в зависимости от стоимости посылки.

Помимо этого эксперты предложили регистрировать все посылки, которые поступают в Россию. Сейчас, по данным АКИТ, через Почту России проходит примерно 90 процентов посылок без описи содержимого и данных о стоимости. Если с предложением согласится Международный почтовый союз, все посылки обязаны будут регистрировать. Это позволит повысить безопасность отправлений, правда, для получателя они станут чуть дороже, зато можно будет отслеживать путь каждой посылки.

Как отметил Герман Клименко, обеспечение равенства для компаний в Интернете является сегодня больным вопросом, который нужно оперативно решать. "Дорожная карта" по обеспечению равных условий в Рунете в соответствии с поручением главы государства должна быть разработана к 1 сентября 2016 года.