14.02.2016 20:10
    Поделиться

    Медведев: Без России "антитеррористическое уравнение" не решается

    Дмитрий Медведев: Неужели нужна третья мировая встряска?
    Представив Россию на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности (МКБ), премьер-министр Дмитрий Медведев предложил Западу задуматься: нужно ли подводить мир к состоянию новой "холодной" - если вообще не третьей мировой - войны или пора безо всяких предварительных условий объединиться в борьбе с общими угрозами.

    В выходные в Мюнхене прошла международная конференция по вопросам безопасности, главные темы которой определило само время. В последние годы в мире появилось несколько очагов напряженности, которые, казалось бы, совсем развели по разные стороны баррикад Россию и Запад.

    Но время показало, что какими бы ни были разногласия по ситуации на Украине, в Сирии или в нюансах борьбы с терроризмом, у сторон не получается игнорировать друг друга. Более того, они вынуждены и должны садиться за стол переговоров, чтобы решить общие проблемы. Именно с таким взглядом на вещи российская делегация и приехала в Мюнхен.

    До выступления на конференции Дмитрий Медведев пообщался с теми, кто испытывает серьезные проблемы - и выражаются они в конкретных суммах - от конфликта между Россией и Западом. На встрече с бизнесменами он подчеркнул, что экономика должна диктовать приоритеты развития, но в последнее время все происходит наоборот. Соображения политической конъюнктуры зачастую подменяли экономическую логику. Немецкий бизнес был вынужден признать - при всей вере в российский рынок именно политика диктует условия для возобновления активного экономического взаимодействия.

    Россия от политического диалога не отказывается. "Сегодня очевидно, что мы зря тратим силы на политическое противостояние", - подчеркнул Медведев, но предупредил, что в части отмены санкций первых шагов от Москвы ждать не следует. "Начинать должны те, кто эти санкции вводил", - сказал он.

    Этим людям с трибуны МКБ глава российского правительства предложил посчитать, сколько экономических проектов "подвисло" из-за их решений. "И вообще, действительно ли наши противоречия настолько глубоки? Это всем вам, сидящим в зале, так нужно, чтобы они были?" - обратился премьер к аудитории. Санкции, повторил он известный тезис, - дорога в никуда. "Всем будет хуже, не сомневайтесь. Вместо этого жизненно необходимо бросить силы на укрепление новой глобальной системы, которая сочетала бы принципы эффективности и справедливости, рыночной открытости и социальной защищенности", - считает Медведев.

    Как бы ни хотело российское руководство, чтобы экономика диктовала курс политикам, все разногласия с Западом пока строятся от обратного. И МКБ показала - отказаться от обвинительных речей в адрес России на Западе готовы далеко не все. Буквально за 25 минут до Дмитрия Медведева на трибуну вышел генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Смягчать тон претензий к России он не спешил.

    Кто ждал, что Медведев вступит в ответный обмен "любезностями", в какой-то степени этого дождался. Хотя в момент выступления Столтенберга в зале российский премьер не присутствовал, но, как рассказали корреспонденту "РГ", речь генсека НАТО слышал. Политическая линия НАТО в отношении России остается недружественной и закрытой, заявил он, выйдя на трибуну. - Можно сказать и резче: мы скатились, по сути, во времена новой "холодной войны", - добавил глава правительства.

    Чуть ли не ежедневно Россию объявляют самой страшной угрозой едва ли не всего мира, в отдельных странах снимают фильмы, в которых Москва начинает ядерную войну. "Я иногда думаю: мы в 2016-м сегодня или в 1962-м?" - заметил Медведев.

    Но основной посыл Западу заключался не в том, что Россия готова к дальнейшему противостоянию. Пугать не нужно, подчеркнул премьер, комментируя, например, намеки на возможное начало другими странами наземной операции в Сирии. Нужно возвращаться к доверительному диалогу.

    - Наш интенсивный диалог о будущей архитектуре евроатлантической безопасности, о глобальной стабильности, о региональных угрозах сейчас особенно необходим, - подчеркнул Медведев.

    Российская сторона готова проявлять разумную гибкость для исполнения Минских соглашений там, где это не противоречит их сути, но не может делать то, чем должен заниматься Киев. - Мы не можем сделать того, на что у нас нет полномочий, - подчеркнул Медведев. - А именно: исполнять за киевские власти их политические и юридические обязательства. Это прямая компетенция президента, правительства и парламента Украины. К сожалению, в настоящий момент там нет ни воли, ни желания этим заниматься.

    Во-первых, в проблемном регионе не установлен режим "полной тишины", на линии соприкосновения продолжаются обстрелы. Во-вторых, не приняты изменения в конституцию Украины и не исполняется законодательство об особом статусе Донбасса. В-третьих, Киев продолжает настаивать, что местные выборы должны пройти на основе нового украинского закона. Кроме того, Украина не выполнила обязательства по широкой амнистии, без чего люди не смогут принять участие в выборах, а это сделает их результаты сомнительными.

    Россия готова продолжать работу для реализации совместных мирных инициатив по Сирии. Альтернативы межнациональному диалогу нет, уверен Медведев. Не могут быть успешными переговоры, если одна из сторон пытается выдвигать предварительные условия для их начала.

    Без участия Москвы эффективная борьба с терроризмом едва ли возможна. "Даже наши недоброжелатели признают, что без России "антитеррористическое уравнение" не решается", - сказал премьер. Что произойдет, если ситуация в "горячих точках" не нормализуется? Терроризм станет новым видом войны, в которую втянет мир. "Терроризм - проблема цивилизационная. Или мы, или они. Это пора осознать, - заявил Медведев. - Без всяких нюансов и полутонов. Без всякого оправдания их действий. Без деления на своих и чужих, крайних и якобы умеренных". В первую очередь это адресовалось тем, кто приложил руку к тому, что произошло в Сирии, а только на президента страны Башара Асада перекладывать всю вину нельзя.

    - Я верю, что сегодня мы все и мудрее, и опытнее, и ответственнее, и не разделяют нас такие идеологические фантомы и стереотипы, а те вызовы, которые угрожают всем нам, будут основой не для конфликтов, а для нашего объединения, - подвел итог Медведев.

    Премьер-министр считает, что оценки событий последних двух лет у России и Запада расходятся не так сильно, как 40 лет назад во время подписания Хельсинкского акта. После Второй мировой войны удалось создать архитектуру безопасности, которая позволила прожить свыше 70 лет без глобальных конфликтов. - Да, сегодня в этой системе есть определенные проблемы и сбои, - признал Медведев. - Но неужели нам нужна третья мировая встряска, чтобы понять, насколько сейчас необходимо сотрудничество, а не конфронтация?

    Российский премьер-министр привел слова 35-го президента США Джона Кеннеди, который говорил, что внутренняя политика может всего лишь провалить выборы, а внешняя политика "может всех нас убить".

    - Есть разные мнения относительно перспектив взаимодействия с Россией. Конечно, такие мнения есть и у нас. Но есть ли у нас шанс объединиться, чтобы ответить на вызовы? Абсолютно уверен, что есть, - сказал Медведев. Восстановление доверия - нелегкий процесс, но начинать его необходимо. Причем без предварительных условий. "Или это нужно нам всем. Или не нужно никому. И тогда этого не будет", - подчеркнул он.

    Поделиться