"На российском рынке автомобильного топлива наблюдается устойчивая тенденция: независимо от колебаний стоимости нефти на мировых биржах, цена на автомобильный бензин растет", - отмечают авторы исследования, которое подготовили в компании "Финэкспертиза".
По мнению управляющего партнера компании Нины Козловой, причина такого разнонаправленного движения "связана, прежде всего, с тем, что в цене бензина стоимость самой нефти занимает незначительную часть - чуть более 6 процентов".
"Значительную долю, - объясняет она, - занимают налоги, акцизы, стоимость транспортировки, переработки, а также прибыль компаний-производителей, компаний-заправщиков. При росте налоговой нагрузки и падении цены на нефть на мировых рынках растут издержки компаний-производителей. Повышение стоимости топлива для жителей - прямое следствие роста таких издержек".
Эксперты подсчитали, что при инфляции в 12,9 процента стоимость бензина в России за 2015 год в среднем выросла на 4,8 процента. При этом Ямало-Ненецкий автономный округ был единственным регионом России, где цены на бензин снизились (на 1,5 процента).
В прошлом году цены действительно выросли ниже уровня инфляции, согласился с данными исследования президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.
"Этому помогли два момента. Во-первых, в 2015 году увеличилось производство автобензинов. А во-вторых, упало потребление, по разным оценкам, на 10-15 процентов, у нефтяных компаний поменьше за счет того, что они вели политику ценового демпинга, у независимых производителей - побольше", - объяснил он.
По мнению эксперта, причина роста цен понятна и не меняется из года в год, это инфляция и рост налоговой нагрузки.
"В 2016 году будет та же самая картина. По крайней мере, налоговая нагрузка увеличена с 1 января и может еще вырасти с 1 апреля 2016 года", - перечислил он предпосылки для роста стоимости топлива.
Однако, считает эксперт, в целом стоит ожидать, что цены если и вырастут, то все равно окажутся ниже уровня инфляции. Хотя опасные факторы, резюмирует Евгений Аркуша, остаются, например, "производство бензина падает, поставки на внутренний рынок тоже снижаются".
В трех регионах цены в прошлом году выросли менее чем на один процент: в Республике Тыва (рост на 0,3 процента), в Курганской области (рост на 0,4 процента) и в Чукотском автономном округе (0,6 процента).
Республика Саха (Якутия) и Омская область оказались единственными регионами, где удорожание бензина в 2015 году было сопоставимо с инфляцией.
А сильнее всего автомобильное топливо подорожало в Республике Саха (Якутия) (на 9,3 процента) и Омской области (на 9,6 процента).
Во всех остальных регионах темпы "бензиновой инфляции" были гораздо меньше темпов общей инфляции по товарам и услугам в субъекте.
Заметнее всего эта разница бензиновых цен оказалась в Курганской области - в 37,6 раза и в Республике Тыва - в 34,3 раза.