Однодневки - важнейший элемент всей "экономики отмыва". Их отличительная черта - отсутствие признаков реальной деятельности, "массовые" руководители и молчащие телефоны, невозможность найти офис по зарегистрированному адресу, неуплата налогов. Такие компании токсичны для партнеров, так как их включение в цепочки расчетов теперь немедленно создает риск налоговой проверки.
Как показывает Индекс должной осмотрительности, подготовленный системой "СПАРК-Интерфакс", число компаний, имеющих те или иные признаки однодневности, то есть не ведущих никакой экономической деятельности или просто брошенных своими хозяевами, сократилось с более чем 1,7 миллиона в 2011 году до 650 тысяч в январе 2016 года. В целом доля потенциальных однодневок в общем числе зарегистрированных компаний снизилась за 5 лет с 45 до 15 процентов.
"Возможности по выявлению потенциально опасных для контрагентов компаний постоянно растут, - рассказал "РГ" доцент Финансового университета при правительстве РФ и разработчик методики индекса Илья Мунерман. - Экономика становится прозрачнее, в нашем распоряжении все больше факторов, которые помогают нам выявлять "хороших" и "плохих". При этом мы хорошо видим, как однодневки, чтобы уйти с наших радаров, меняют свое лицо. У них теперь может быть свой сайт, телефон, по которому отвечает специально обученный человек, и даже не минимальный уставный капитал".
Типичная "помойка" - неработающий телефон, массовые адреса, учредители и директора - осталась в прошлом. Зато для ухода от налогов и обналички теперь нередко используют еще недавно "хорошие" компании, которые столкнулись с финансовыми трудностями.
Перед началом процедуры банкротства или слиянием через такую компанию успевают провести несколько нужных трансакций, чтобы потом ее просто бросить. Чтобы отследить такую компанию, нужно постоянно вести мониторинг всех изменений в бизнесе. По сути, ловить любые сигналы о жизни юрлица, которые можно обнаружить в различных реестрах, базах
данных и Интернете. Так, компания могла "засветиться" в суде, ее мог проверить какой-нибудь надзорный орган, она могла получить лицензию или провести сертификацию продукции, начать поиск сотрудников, заложить имущество, не ответить на запрос ФНС или запустить сайт. Эксперты прогнозируют дальнейшее сокращение числа фирм-однодневок в этом году.