15.02.2016 20:15
    Поделиться

    Из-за блокады фур автоперевозки предложили заменить на контейнерные

    Более 600 российских фур оказались в "плену" на территории Украины и Евросоюза. Вчера Киев официально приостановил грузовые автоперевозки, в том числе транзитные, между нашими странами.

    Сообщение об этом опубликовано на сайте украинского кабинета министров. Накаляться ситуация начала в конце прошлой недели. Сначала границу для российских грузовиков блокировали украинские радикалы. По ту сторону границы в ситуацию никто не спешил вмешаться.

    Тогда Минтранс России вынужден был заявить о приостановке движения украинских грузовиков через российскую границу. Транзитным фурам дорогу никто не закрывал. Вчера днем они следовали своими маршрутами. Чего не скажешь о транзите через Украину грузовиков с российскими номерами. Им путь закрыли. На российской территории задержали немногим более 160 фур с украинскими номерами, которые совершали рейс в пункт назначения на территории России. В Казахстан же машины с Украины двигались в обычном режиме, уверили "РГ" в Ространснадзоре.

    В Кремле назвали возмутительной ситуацию с блокировкой транзита российских большегрузов через территорию Украины и не исключили новых ответных мер в случае, если эта проблема не будет снята. "Это вопрос чрезвычайной важности. Безусловно, это абсолютно возмутительно, когда при попустительстве властей на Украине подобный беспредел творится в отношении наших перевозчиков. Это, конечно, недопустимо", - заявил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Он подчеркнул, что в Кремле "внимательно следят за ситуацией".

    "Исходим из того, что в минтрансе энергичные меры предпринимаются для разблокирования этой ситуации и для обеспечения адекватных ответных мер в случае нежелательного продолжения этой кризисной ситуации", - подчеркнул Песков.

    Он уверен, что ситуация абсолютно противоречит нормам международного права, принципам международной организации, которая занимается международными перевозками. Это, что называется, ни в какие ворота не лезет", - сказал Песков.

    Только недавно было подписано межправсоглашение между Россией и Украиной на автоперевозки, рассказали "РГ" Союзе транспортников России. "Определились с квотами на этот год, по 35 тысяч разрешений на поездки с каждой стороны, и тут внезапное "нападение", - отметил в беседе с "РГ" президент союза Борис Ефимов. И сообщил: чтобы вызволить наших дальнобойщиков, готовят паромы через Балтику.

    Но, похоже, и там не проехать. Минтранс проинформировал, что возникают заторы на границе с Литвой. Причина: Россия и Польша не обменялись разрешениями на проезд грузового автотранспорта. Эта история длится почти месяц. Поляки хотят больше квот, но это может навредить нашим перевозчикам. Компромисс пока не найден. Украина усугубила эту ситуацию.

    Кстати, украинские дальнобойщики до тех пор, пока не было официального заявления со стороны транспортных властей о приостановке автосообщения, помогали российским коллегам пересекать границу, минуя блокаду радикалов, отметил Ефимов. Они знали, что им тоже перекроют дорогу. Так и произошло.

    200 долларов в сутки обходится простой российской фуры на границе, это минимум, с ростом курса в рублях убытки растут быстрее

    Компенсации ущерба в этой ситуации перевозчики смогут добиться только в случае признания судом, что товар был просрочен в результате незаконного удержания его на границе. "Но ответчика в этом случае будет опознать нелегко: по факту это активисты, которые своими действиями нарушили транспортное сообщение, но они граждане другой страны, а юридическое лицо, получившее убыток, зарегистрировано на территории РФ. Это тупиковый процесс", - пояснил экперт по разрешению споров ИФК "Горизонт Капитал" Василий Ицков.

    Проблемой гуманитарного характера охарактеризовал ситуацию на границе с Украиной в беседе с "РГ" транспортный эксперт Алексей Безбородов (генеральный директор агентства Infranews). Решение, по его словам, есть. У нас огромные контейнерные порты, терминалы, в том числе в Санкт-Петербурге, Новороссийске и других российских морских городах. Их можно использовать для любой торговли. И надо ограничить коллег из автотранспортных предприятий в их решениях по отправке своих водителей в проблемную поездку, уверен Безбородов, уже два года как рискованно возить грузы через Украину, а они продолжают посылать своих водителей по этому маршруту.

    А рисков по доставке грузов контейнерами по железной дороге и по морю не было и нет, отметил эксперт. Они идут транзитом из Румынии по Львовской железной дороге (Украина) через железнодорожную станцию Вадул-Сирет. По этому маршруту доставляют детали на сборочные заводы Рено в Москве, на АвтоВАЗ. И никто их не останавливает на Украине. В противном случае спрашивать будут французские власти за простой этих вагонов.

    Причем автоперевозки не дешевле, чем контейнерные.

    А теперь посчитаем убытки. Простой фуры для грузовладельца ничего не стоит. Риски несет владелец машины, если он платит лизинговые платежи за нее. Он не может зарабатывать за счет перевозок на ней. Если фура принадлежит ему, то здесь расходы считаются на проживание и бензин. У кого-то выходит 100 или 200 долларов в день. При этом скорее всего владелец фуры или грузовладелец не будет водителю платить за его простой на границе, считает Алексей Безбородов. И получается, что водитель сам будет платить за вынужденную остановку и меньше заработает за этот рейс. Что касается грузов, то все товары, которые идут за границу, обязаны страховать. Но надо еще, чтобы случай закрытия границы признали страховым. Здесь мнения экспертов расходятся. И ясно, что доказывать придется в суде.

    10 процентов от всего товарооборота из Евросоюза приходится на автомобильные грузовые перевозки

    Можно было подготовиться к проблемам, которые принесла украинская блокада границы?

    Такого развития событий никто не ожидал, поэтому Минтранс не мог предупредить перевозчиков об опасности заранее. До этого момента с транзитными перевозками не было проблем", - отметили в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). Теперь надо будет решать, как обезопасить наших дальнобойщиков в дальнейшем.

    Как Украина обрывала связи

    После госпереворота на Украине официальный Киев последовательно обрывает все связи с Россией. При этом зачастую руководствуется логикой вредительства, однако на деле, как в поговорке, сами же попадают в яму, которую роют.

    Одним из первых указов президента Петра Порошенко стал запрет на любое сотрудничество с Россией в ВПК. Был денонсирован пакет соглашений, который больше десяти лет приносил стабильные пополнения украинскому бюджету за счет экспорта оборонной промышленности. Затем последовала целая череда решений, нацеленных на ограничение связей с Россией на разных уровнях. Киевский суд постановил запретить трансляции на территории Украины российских телеканалов. Отдельные ограничительные меры коснулись российских журналистов, которым запретили въезд на территорию Украины.

    Сложнее стало попасть на Украину и простым россиянам. С 1 марта 2015 года Киев в одностороннем порядке запретил въезд в страну по внутреннему российскому паспорту или свидетельству о рождении. Отныне россиянам необходимо предъявлять загранпаспорт. Впрочем, в Киеве позаботились и о том, чтобы поездок из России на Украину стало как можно меньше. 24 октября 2015 года было приостановлено прямое авиасообщение между нашими странами. Российские авиавласти попытались решить вопрос "миром", но Украина не приняла предложения Росавиации.

    Одним из последних решений официальный Киев с 10 января этого года ввел эмбарго на ряд российских товаров. Попытка ввезти их на Украину будет караться штрафом и конфискацией. Под запрет попали мясные продукты, рыба и ракообразные, моллюски, молочная продукция, кофе, чай, кондитерские изделия.

    Подготовили Анна Федякина, Петр Лихоманов

    Поделиться