В 2008-2009 годах частота посещений фитнес-клуба увеличилась в 1,3-1,4 раза, говорит Ольга Киселева, директор по развитию сети фитнес-клубов World Gym в России: "Можно ожидать, что эта динамика сохранится".
Сейчас спада покупательского спроса на долгосрочные абонементы нет, говорит вице-президент по операционной деятельности холдинга "Алекс Фитнес" Роман Фролов: "В 2016 году мы ожидаем роста числа клиентов минимум на 7-10 процентов".
Клубы сейчас используют все возможности, позволяющие укрепить лояльность существующих клиентов и привлечь новых. Способов стимулировать клиентов у менеджеров немало. Это и классические скидки, и расширение вариативности карт.
"В конце 2015 года использовались агрессивные продажи: менеджеры работали как по базе существующих клиентов, по той или иной причине не продливших контракт с клубом, так и применяли практику холодных звонков, - констатирует Александр Филимонов, партнер Artisan Group Public Relations. - Сейчас многие фитнес-клубы предлагают существенные скидки на дешевые абонементы. Наиболее дорогие абонементы пока в цене не падают".
Некоторые клубы стараются снижать цены на абонементы, продавать "два по цене одного" или делать скидки едва ли не в 60 процентов, рассказывает Алексей Сапин, руководитель отдела Доверительного маркетинга сети женских клубов ТОНУС-КЛУБ . Другие сети при покупке абонемента онлайн дают скидку в 10-70 процентов.
Зимние акции традиционно позволяют сэкономить в среднем 10-15 процентов от базовой стоимости карты. В этом году скидки достигнут 20-25 процентов. Больше уже нерентабельно.
"Ряд клубов эконом-сегмента, работающих за счет оборота клиентов, может в попытках сохранить прибыль встать на путь сокращения своих трат, экономии на тех моментах, которые не видны сразу, - говорит Ирина Исаева, директор по продажам федеральной сети фитнес-клубов X-Fit. - Это техническое обслуживание тренажеров, уровень очистки воды в бассейне, клининг, сокращение зарплат и, как следствие, более низкий уровень квалификации сотрудников. Все это может повлечь за собой серьезные проблемы, но компании идут на этот риск".
Средняя стоимость годовой карты в экономклассе в Москве сейчас составляет 10-25 тысяч рублей. "Стоимость абонементов экономкласса может начинаться и от 4 тысяч рублей в год, но это будет переполненное людьми подвальное помещение в 500 кв. м. Это не самые комфортные условия для занятия фитнесом, но и у этого класса есть своя аудитория", - считает Фролов.
Годовой абонемент в среднем сегменте стоит уже 25-50 тысяч рублей. Здесь понятие "средней" цены очень размыто, поскольку именно этот сегмент отличается своей опциональностью, вариативностью и прочими прелестями, указывает Андрей Нгуен, директор по развитию проекта MedAboutMe.
Абонемент бизнес-класса обойдется в 50-70 тысяч рублей, премиум-класс -в 70-100 тысяч рублей. Несмотря на падение платежеспособного спроса, обороты премиум-сегмента до сих пор составляют более 70 процентов от рынка, добавляет эксперт.
Все, что стоит свыше 100 тысяч рублей, относится к классу люкс. Деление это весьма условно, для регионов эти показатели на 20-30 процентов ниже. "Средняя стоимость годовой карты зависит от региона, позиционирования и набора услуг. В пересчете на стоимость месяца цена за членство реальная, а не декларируемая, начинается от 500 рублей в месяц (low cost) и достигает 10 тысяч в премиум-сегменте", - поясняет Мария Колачевская, глава консалтинговой компании Fitness Files.
В клубах среднего сегмента рентабельность составляет в среднем 30 процентов, в эконом-сегменте - 15-20 процентов. В премиум-клубах она достигает 25 процентов.
На них приходится около 72 процентов оборота московского рынка фитнеса, отмечает Ольга Луцева-Эр, генеральный директор исследовательской компании NeoAnalytics. "В регионах в основном оперируют игроки среднего и эконом-сегмента.
На долю сетевых клубов на рынке приходится 40-45 процентов, доля несетевых - 55-60.
Это оценка NeoAnalytics. Около половины объема фитнес-рынка сосредоточено в Москве (46 процентов), доля Санкт-Петербурга составляет около 14 процентов, 40 процентов занимают регионы.
Сегменты премиум класса и бизнес-класса заполнены на 85-90 процентов, сегменты среднего и экономкласса заполнены на 45-60 процентов.
В связи с ухудшением экономических показателей в стране в период 2015-2017 года ожидается замедление темпов роста рынка до 13-18 процентов. К 2017 году его объем может составить около 148 миллиардов рублей.