На Берлинале показали антивоенный роман в письмах

Иво М. Феррейра, режиссер португальского конкурсного фильма "Письма с войны", весьма удивил представителей СМИ, пришедших на пресс-конференцию после премьерного показа ленты на Берлинале. По его словам, в письмах молодого военного врача Антониу, ставшего протагонистом картины, так много романтики и эротичности, что трудно говорить о каком-либо политическом контексте.

Как бы то ни было, режиссер во многом прав. Почти барочный язык автора романа "Жизнь, записанная на бумаге" португальского писателя Антониу Лобу Антунеш завораживает своей сочностью и образностью, отодвигая на задний план фронтовые действия. Тем не менее черно-белая экранизация романа может быть названа и своеобразным "антивоенным манифестом". Режиссер Иво Феррейра выбрал редкую форму визуального - экранного - повествования на фоне чтения писем за кадром. Полные эмоциональной чувственности письма с ангольского фронта, где Португалия вела войну против борцов национально-освободительного движения в начале 70-х годов, сопровождаются кадрами разрушения, смерти, страдания.

Эти кадры в своей натуралистичности диссонируют со спокойным голосом жены военного врача Антониу, зачитывающей его письма в Лиссабоне. Зритель при этом редко видит саму женщину, которую играет Маргарида Вила-Нова. Она иногда возникает как тень лишь на несколько секунд. На считанные секунды на экране появляются и темнокожие воины, расстреливающие солдат противника, раненные и убитые во время перестрелки португальские солдаты, окопы, временные домики военной части. Иногда камера скользит по трупам местных жителей, найденных в очередной, взятой португальскими солдатами, деревне, пылающим домам ее жителей.

Антониу рассказывает своей жене о красоте местных пейзажей и фауны, о необычной притягательгости Анголы - и у зрителя возникает впечатление, будто война - некий чужеродный, несовместный с жизнью элемент, нарушающий поэтику писем и спокойствие размеренного тысячелетнего бытия африканского континента. Стилистически редкий прием закадрового чтения писем позволяет режиссеру подчеркнуть абсурдность и пагубность не только этой давней войны в Анголе, но и любой войны - как акта жестокости и расчеловечивания общества.

Хотя режиссер назвал свой фильм "историей любви и выживания", не заметить его антивоенный пафос невозможно. Картина затрагивает важный период в истории Португалии, - подчеркнул Феррейра на пресс-конференции. Ему вторил один из португальских журналистов, эмоционально рассказавший о своем отце, который тоже был солдатом на этой войне, и поблагодаривший режиссера за создание проникновенного фильма. "Решение вести эту войну было абсолютно неправильным с точки зрения португальского правительства. Она была большой трагедией как для португальцев, которые были посланы в Анголу, так и для жителей Анголы", - резюмировал режиссер.

Съемки картины частично проводились в Анголе. Феррейра признался, что работать там было чрезвычайно трудно. Однако отметил, что пребывание в Анголе помогло актерам вжиться в образы своих персонажей. "Это нечто экзотичное, но близкое к нашему миру. В этой стране есть что-то захватывающее", - рассказал журналистам исполнитель главной роли 28-летний португальский актер Мигель Нунес. Кроме того, актер поведал, что специально занимался с солдатами действующей армии Португалии, которые помогали ему освоить роль.

"Письма передают чувства мужчины, который тяжело переживает разлуку с женой. Мне было важно показать, как мой герой переносит это трудное, полное грубого насилия испытание", - рассказал актер. Без сомнения, ему и его коллегам удалось выполнить эту сложную задачу. Фильм "Письма с войны" смотрится на одном дыхании и зачаровывает своей поэтичностью, оставаясь на высоком содержательном и философском уровне.