Кульминацией этой поездки была его встреча с Папой Римским Франциском: "Этот приезд на Кубу совпал с очень важным событием в истории Вселенского христианства. Я имел возможность встречи - братской, открытой, исполненной любви с Папой Франциском", - поделился своими чувствами патриарх Кирилл.
При всех сохраняющихся богословских различиях между православными на Востоке и католиками на Западе мы ясно понимаем сегодня нашу общую ответственность за то, что происходит с людьми. И ответственность, конечно, за то, чтобы на нашей планете был мир. Чтобы люди при всех их различиях политических, экономических и прочих научились жить в мире. Чтобы никакие внешнеполитические цели никогда не приводили к тому, чтобы кто-то употреблял силу для того, чтобы победить другого".
По мнению предстоятеля, это, безусловно, идеальная картина, но "если нет идеала, то нет и цели. И поэтому мы совместно призвали весь мир - христианский и не только - совместно идти к этой цели".
Патриарх призвал верующих молиться о том, чтобы усилиями всех христиан в мире, и православных, и католиков, жизнь менялась к лучшему. И не только материальная, что, по мнению Святейшего, особенно важно для бедных стран, но и духовная жизнь нашего современника: "Чтобы никакие кризисы, через которые сегодня проходит личность, общество и государство, не смогли изменить, переформатировать нравственной природы человека".
Обращаясь к главе Госсовета Кубы Раулю Кастро, который присутствовал на богослужении, патриарх еще раз отметил особую роль Острова свободы в глобальном мирном диалоге: "Куба - героическая страна. Но то, что произошло здесь в аэропорту Хосе Марти, когда впервые в истории встретились Папа Римский и патриарх Московский, создает особую уникальность Острова свободы".
Вспоминая свою личную историю отношений с Кубой, Святейший патриарх рассказал о своей первой встрече с Фиделем Кастро, которому, кстати, в этом году исполняется 90 лет.
"Мы очень долго беседовали с господином Фиделем Кастро. Я ему рассказывал о РПЦ, о ее роли в жизни нашего Отечества. Фидель задавал мне много вопросов, и завершение беседы было удивительным, - делился предстоятель с присутствующими. - Он сказал, я буду очень счастлив, если в Гаване будет построен русский православный храм. И тут же были позваны городские власти, и господин Кастро, обратившись к ним, сказал: покажите карту Старой Гаваны, и пускай митрополит выберет место, где бы он хотел, чтобы был построен храм. Я не мог принять решения, я не знал Гаваны. И тогда очень опытный человек, историк Гаваны подсказал, где лучше всего строить. Это было то место, где мы сейчас с вами находимся. Когда я, обращаясь к господину Кастро, сказал, что я бы мог заложить первый камень в основание этого храма, но для этого мне нужно совершить литургию, я спросил: может быть есть где-то культовое помещение, где бы я мог совершить литургию? И Фидель ответил: "Да, здесь есть бывший францисканский монастырь. Там нет службы, там музей, может быть он подойдет вам для совершения литургии". Я никогда не был в этом храме, но сразу сказал, что подойдет. И через пару дней я вошел в этот храм и был поражен тем, что он был полон людьми, и на передних рядах сидели уважаемые люди, члены правительства и руководители партии.
И когда я стал совершать литургию, то понял, что люди, которые здесь сидят, - не просто зрители, они молились. И тогда я понял, какая была большая разница между социализмом на Кубе и социализмом в Советском Союзе. Ничего подобного в Советском Союзе не было. Почему-то именно в тот момент я подумал об очень светлом и великом будущем для этой страны".
Святейший признал, что многое изменилось на Острове свободы с тех пор, как он заложил в основание храма, в котором молился, первый камень: "Мы видим, как много с тех пор произошло на Кубе. Мы радуемся развитию жизни кубинского народа, появлению новых форм хозяйствования в кубинской экономике. Мы очень радуемся тому уровню отношений, который существует между государством Куба и католической церковью. Глубоко убежден, что все это содействует консолидации кубинского общества и содействует его динамичному развитию".
В своем пастырском слове, анализируя выбранный специально для кубинских верующих кусок Евангелия, Святейший так актуализировал библейский текст: "Я думаю, что все великие дела, все великие свершения, все значимые поступки совершаются тогда, когда человек способен на некое особое действие, когда он обретает смелость, когда условности перестают играть роль, когда традиции, обычаи, привычки отступают в сторону и когда ради идеи человек меняет себя радикально. Господь от нас требует постоянно радикальной перемены. В этой стране я бы хотел использовать другое слово: Господь требует от каждого из нас быть революционером. Он требует от нас внутренней революции, пересмотра своей жизни, отказа от стереотипов и мужества последовать за ним".