Эрмитаж будет водить 3D-экскурсию по Пальмире

3D-модель Пальмиры будет создана в Эрмитаже. Виртуальной реконструкцией занимаются волонтеры - она будет готова к выставке культурного наследия Сирии, которая готовится в музее. Об этом сообщил агентству ТАСС директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Модель будет представлять собой развалины древнего города до его разрушения боевиками запрещенной в России ДАИШ в 2015 году. Работа волонтеров основывается на фотографиях Пальмиры, сделанных во время его раскопок. Таким образом, виртуальная экскурсия будет проходить по руинам - сохранившимся колоннадам и развалинам храмов.

Объясняя, почему было принято такое решение, Пиотровский ставит под сомнение, что кому-нибудь удастся сделать "кинематографическую" реконструкцию города в период его расцвета так, чтобы это было сделано со вкусом. По восстановлению же развалин города, даже виртуальному, можно будет изучать разрушенный памятник и составлять представление о нем.

Директор Эрмитажа добавил, что в музее есть пальмирская коллекция. Предмет ее особой гордости - плита с надписями на греческом и арамейском - так называемый Пальмирский тариф. "Таможенный тариф из Пальмиры, подаренный султаном Абдул-Хамидом II России и привезенный сюда Абамелек-Лазаревым, размещен в Эрмитаже. Вот сейчас, если бы его не привезли в Эрмитаж - его бы не было, он бы исчез", - рассказал директор Эрмитажа.

Размышляя о том, как следует поступать с разрушенной Пальмирой, Пиотровский отметил, что объекты мирового культурного наследия следует восстанавливать, несмотря на возможные ограничения международных хартий в сфере реставраций.

"Для начала, надо памятники не разрушать. Но иногда нужно восстановить - как жест борьбы, это нужно. Это должен быть политический жест того, что нас "не задушишь, не убьешь". И тут уже вопросы хартии, принципов реставрации уходят на второй план. Ясно, что это будет новая вещь, но новая вещь, которую нужно сделать", - считает Пиотровский.

Рано или поздно вооруженный конфликт в Сирии закончится и придет время для того, чтобы восстанавливать памятники, в том числе и Пальмиры. Для сравнения Пиотровский вспомнил пример Петербурга и Варшавы. По Венецианской хартии, которая регулирует консервацию и реставрацию памятников, ни окраины города на Неве, ни центр польской столицы нельзя было восстанавливать. Директор музея добавил, что и в других странах есть удачные примеры восстановления утраченных памятников.