Турецкие военные не поддержат отправку войск в Сирию

Министр обороны Турции Исмет Йылмаз объявил, что его страна не рассматривает возможность отправки военного контингента в Сирию.

Это заявление стало абсолютной неожиданностью на фоне военных приготовлений Анкары, которые на практике вылились в обстрелы позиций сирийских курдов с территории Турции. Около 30 человек в Сирии получили ранения, были разрушены несколько строений, включая жилые дома. Любопытным является тот факт, что отказ от наземной операции в САР озвучил глава военного ведомства Турции, а не местные дипломаты. Более того, из уст турецкого министра иностранных дел на этом фоне раздавались весьма воинственные заявления: глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу подтвердил, что на турецкую базу Инджирлик уже прибыли саудовские самолеты, готовые к операции в Сирии. А позже он утверждал, что "скоро придет время для наземной операции, и тогда мы сможем послать (в Сирию) своих солдат". Вдобавок Чавушоглу, считающийся одним из самых близких соратников президента Турции Эрдогана, не исключил того, что главу Сирии придется свергнуть любым путем. Таким образом, сложилась необычная в мировой практике ситуация: глава военного ведомства выступил в роли миротворца, в отличие от весьма воинственного министра иностранных дел Турции. Во вторник на базе Инджирлик ожидают прибытия четырех военных самолетов F16 Саудовской Аравии.

Маневр саудовцев, скорее всего, носит психологический характер: в понедельник Эр-Рияд после "настойчивых рекомендаций" из Вашингтона поспешил уточнить, что если войдет на территорию Сирии, то только вместе с американцами. Пока же США и НАТО "туда идти" желанием не горят: вчера генсек организации Йенс Столтенберг заявил о том, что "Североатлантический альянс не планирует отправку наземных войск в Сирию для урегулирования конфликта на территории этой страны".

Но Анкара зашла слишком далеко, чтобы в одночасье отказаться от своих слов о наземной операции. Турция заняла непримиримую позицию в отношении сирийских курдов, которых, несмотря на нескрываемое раздражение Соединенных Штатов, турецкие власти, похоже, готовы и дальше уничтожать. Скорее всего, в своей дальнейшей стратегии Анкара продолжит прибегать к "отдельным артиллерийским залпам" и направлению в Сирию со своей территории групп наемников. Как отмечают некоторые аналитики, проправительственные турецкие СМИ намеренно раскручивают предположения о возможном военном вмешательстве Турции в Сирию, чтобы предотвратить наступление сирийских курдов в направлении турецкой границы. "Это и есть истинная цель угроз со стороны Турции войти наземным путем в Сирию", - констатирует известный востоковед Метин Гюрсан. Реальность же такова, что ссориться с Вашингтоном, считающим сирийских курдов "эффективными борцами с экстремистами", президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану все же не с руки. Так что Анкара в ближайшее время, вероятнее всего, ограничится воинственными заявлениями в адрес Сирии и персонально Башара Асада, а также заброской на территорию САР диверсантов. Не стоит забывать о еще одном моменте: несмотря на "браваду" правящей Партии справедливости и развития Турции, турецкие военные и даже часть генералитета, недовольная Эрдоганом, как отмечают наблюдатели, всячески будут сопротивляться отправке войск в Сирию. И заявление министра обороны Йылмаза о том, что "наземной операции в Сирии не будет", логично рассматривать именно в этом контексте.

Между тем

"Турецкая сторона официально уведомила МИД России о введении на основании принципа взаимности с 15 февраля 2016 года так называемой "журналистской визы" для всех представителей российской прессы, намеревающихся посетить Турцию с целью осуществления журналистской деятельности, в том числе на короткий срок менее шести месяцев, - заявили в российском дипведомстве. При этом для журналистов, которые приезжают в долгосрочную командировку на срок более полугода, процедура оформления аккредитации останется прежней. "Безусловно, это неадекватная мера, если Турции нечего скрывать. Это - ограничение деятельности журналистов", - цитирует "Интерфакс" слова главы Союза журналистов Москвы Павла Гусева.