Фильм о беженцах вырвался вперед в рейтингах Берлинале

Никакая фантазия по силе воздействия не может угнаться за фактами. И не случайно в рейтингах 66-го Берлинского фестиваля документальная картина Джанфранко Рози "Море в огне" сразу резко вырвалась вперед.

Фильм снят на итальянском островке Лампедуза - первом, куда прибывают бегущие от войн и голода эмигранты из Сирии, Судана, Мали... Автор увидел трагедию уже не глазами телевизионных охотников до сенсаций, а лицом к лицу, и она его потрясла неправдоподобностью того, что стало здесь буднями. В местной клинике он познакомился с единственным на острове врачом Пьетро Бартоло, и тот рассказал шокирующие истории о массовой гибели людей в море и о том, в каком критическом состоянии добираются счастливцы до европейских берегов. Ввел в местное рыбачье сообщество, познакомил с его бытом, размеренным ритмом жизни, с ребятишками, единственным развлечением для которых служат море и рогатка, чтобы расстреливать кактусы и редких здесь птиц. Трагедия отчаявшихся эмигрантов естественно входит в этот быт: местные жители живут с нею уже несколько десятилетий. Постоянно видят эти утлые лодки, переполненные живыми скелетами. Видят синие мешки, в которые погружают бесчисленные трупы. Видят иссохших от жары и жажды обессилевших людей, что покорно ожидают своей судьбы в загончиках для осмотра. И давно уже устали задавать равнодушному миру вопросы, на которые нет ответов. Теперь эти вопросы ставит фильм "Море в огне". Картины Джанфранко Рози уже не впервые пробиваются в главные конкурсы ведущих фестивалей: два года назад "Золотого льва" Венеции был удостоен его документальный фильм о римской кольцевой автодороге Sacro Gra. Думаю, не останется без наград и его новая работа.

На реальных письмах из пылающей Анголы строится черно-белая драма "Письма с войны" режиссера Иво М. Ферейры, в прошлом тоже документалиста. Их пишет молодой военный врач Антонио своей беременной жене Марии-Хосе, и нежные строки романтических описаний африканских красот трагическим контрапунктом ложатся на страшные картины человеческой бойни. Так португальское кино, как когда-то американское в фильмах о Вьетнаме или немецкое в фильмах о Второй мировой, пытается откреститься от "патриотического прошлого", раны от которого в национальном сознании болят до сих пор.

Отчетливо антивоенным пафосом пронизан фильм "Один в Берлине" - режиссерская работа популярного актера Венсана Переса. Это экранизация романа Ханса Фаллады "Каждый умирает в одиночку", который был написан сразу после разгрома германского нацизма и теперь снова стал мировым бестселлером: мир вновь бредит мировой войной. Погруженный в бесхитростный быт Берлина 1940 года, сюжет фильма основан на реальном факте и связан с немецким Сопротивлением на самом прозаическом семейном уровне: потеряв на фронте сына, убитые горем родители начинают рассылать по городу антигитлеровские открытки. Ясно, что их засекает гестапо и начинается смертельная игра в кошки-мышки: военная машина против непокорного человека. Снятая на английском, картина собрала международную команду актеров, включая Эмму Томпсон, Брендана Глисона и Даниэля Брюля, и стала своего рода пацифистским манифестом, звучание которого, правда, микшируется слишком традиционной и, увы, ученической манерой режиссуры.

Сегодня планета снова пылает, очаги возгорания возникают то тут, то там, и люди вновь вынуждены спасаться, покидая свои дома и страны. Эти волны отчаяния хлещут в пока мирную Европу, ставя перед человечеством новые трудноразрешимые вопросы. Как известно, благодаря мигрантам с юга и Ближнего Востока население одной только Германии увеличилось более чем на миллион человек. Всегда внимательный к политическим и социальным катаклизмам Берлинский фестиваль уделяет теме сдвинувшегося мира особое внимание. Он даже учредил для беженцев бесплатные билеты на просмотры. И тут же столкнулся с их нежеланием принять новую для них культуру: в интервью журналам мигранты возмущаются свободой нравов, изображенных на экране, их шокируют женщины с непокрытыми головами, а тунисский фильм, по их мнению, слишком вольно обходится с мусульманскими обычаями. Сложнейшая проблема их способности вписаться в европейскую цивилизацию еще один мощный очаг возгорания.

Прибывший на премьеру своего фильма Джордж Клуни счел необходимым встретиться с Ангелой Меркель, чтобы высказать поддержку ее политике "открытых дверей". Конечно, пристально занимаясь этой темой, кинематограф выполняет утилитарную задачу обратить внимание общества на актуальные события, грозящие перевернуть весь уклад жизни. Но, возможно, именно в этом и состоит важнейшая из миссий искусства.

Прямая речь

Джанфранко Рози, режиссер фильма "Море в огне":

- Я снял фильм о трагедии, которая происходит на наших глазах, чтобы показать: мы все несем ответственность за эту ситуацию. Я хотел, чтобы зрители во всем мире поняли, что движение беженцев настоящая катастрофа для всех.

Пьетро Бартоло, протагонист фильма, врач с острова Лампедуза:

- Я работаю врачом, помогающим беженцам, с 1991 года. Я видел истощенных, больных, изуродованных, полумертвых людей, женщин, детей, видел горе и страх. И я стараюсь пробудить внимание к этой проблеме, сочувствие к этим людям. Никто не будет покидать родину без крайней нужды. И мы должны понять, что причина массового бегства в другие страны - ужасное положение людей на их родине. Там и решение проблемы.

Венсан Перес, режиссер фильма "Один в Берлине":

- Мой фильм лишь один из ответов на вопрос о соучастии и коллективной ответственности, который так актуален сейчас. "Маленькие", простые люди принимают единственно правильное решение: делают все, что в их силах, чтобы противостоять диктаторскому режиму. И эта их борьба не проходит бесследно: любое сопротивление диктатуре пусть ненамного, но продвигает общество к свободе. Именно этим меня зацепила книга Фаллады, и эту мысль я хотел донести до зрителя.

Подготовила Анна Розэ