Чиновников Орловской и Брянской областей лишили дополнительной пенсии

Сразу в двух регионах - Орловской и Брянской областях - местных депутатов и чиновников лишили права на дополнительную пенсию. Поправки в региональное и муниципальное законодательство в обоих субъектах внесены с подачи прокуратуры.

В Орловской области она направила в облсовет народных депутатов представление с требованием отменить преференции: с 1997 года депутатам положена прибавка к пенсии в 75 процентов от среднемесячного денежного содержания. Если учесть, что годовой заработок спикера составляет около трех миллионов рублей, вице-спикера - 2,3 миллиона, председателя комитета - 1,7 миллиона рублей, суммы получаются немаленькие.

Но прокуратура оспорила не суммы, а то, что право на дополнительную пенсию имеют все депутаты независимо от того, работали они в парламенте на постоянной основе или нет. Разница принципиальна: по трудовому законодательству пенсия исчисляется из официального заработка. Если депутат получает зарплату не в парламенте, а в другой организации, то пенсия за счет региональной казны ему не положена. Такова позиция надзорного ведомства. А в областном законе единственным ограничением был срок полномочий: депутат получал прибавку после трех лет "службы". Некоторые годами не приходили на заседания, но закон "прогулы" не учитывал. В этом году на пенсии для парламентариев заложили 110,6 миллиона.

Сейчас в региональное законодательство внесены поправки, ограничивающие преференции, как того требует новая редакция Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". По ним право на прибавку к пенсии имеет только народный избранник, проработавший на постоянной основе в парламенте не менее трех лет и достигший пенсионного возраста или потерявший трудоспособность в период исполнения депутатских полномочий. Такая же норма появилась в областном законе. Но она касается только будущих ВИП-пенсионеров, нынешние остались при своих - закон обратной силы не имеет.

В Брянской области похожий сюжет. Дополнительных пенсий лишились бывший глава Брянска и депутаты горсовета. У некоторых она достигала 95 тысяч рублей в месяц. Решение по иску облпрокуратуры принял суд. А в конце прошлого года Верховный суд отобрал доппенсии у бывших заместителей губернатора, руководителей облдумы и других начальников, которых набралось шесть десятков. Их доппенсии достигали 140 тысяч рублей в месяц. Прокурор области Александр Войтович сообщил "РГ", что теперь начнут восстанавливать социальную справедливость на уровне местной власти. И в этом году суд города Клинцы по иску прокуратуры вынес схожее решение - доппенсий лишились представители власти, которые занимали выборные должности. Одни потеряли 30 тысяч в месяц, другие 60 тысяч. Для казны города с населением 70 тысяч человек такие траты были обременительными.

Комментарий

Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений:

- Подобные сюжеты сейчас разворачиваются и в других регионах. Они связаны с попытками властей сэкономить деньги. Хочу уточнить: в России только девять регионов бюджетодостаточные, все остальные получают дотации из федеральной казны.

Вообще высокая пенсия, как и высокая зарплата и хорошее медобслуживание, это элементы социального пакета, который положен госслужащему или приравненным к ним должностям. Он был введен в России по аналогии с развитыми странами. Цель - стимулировать госслужащих быть объективными и не брать взятки.

Но в Европе и США, если чиновника поймали на взятке, - все, он лишается достойного пенсионного обеспечения и прочих "бонусов". И человек заранее думает, рисковать ему или лучше довольствоваться хорошей зарплатой и хорошим соцпакетом, который будет ему доступен и после окончания госслужбы и будет выражаться как в пенсионном обеспечении, так и в вопросах защиты семьи, предоставлении бесплатной медпомощи.

В России не так. Преференции предусмотрели. А вот механизм лишения их коррумпированных чиновников - нет. Но и вообще в нашей системе много "неровностей", которые нужно исправить. Например, нужно отрегулировать размеры заработной платы госслужащих по иерархии, как это сделано за рубежом.

У нас часто госслужащие федерального уровня получают меньше, чем региональные. У нас сложилась парадоксальная ситуация: деньги на обеспечение деятельности региона приходят из федерального бюджета и чиновники сами себе назначают зарплаты и пенсии, какие считают достойными. Необходим единый стандарт системы оплаты труда и пенсионного обеспечения для них, чтобы они были соразмерны с федеральными затратами, иерархичны и чтобы они были привязаны к средней зарплате в регионе. Должны быть определены границы и пропорции.

И для пенсий должны быть установлены строгие правила, единые для всех регионов. Например, такие, как на федеральном уровне. Депутат Госдумы получит повышенную пенсию, если он был народным избранником не менее двух созывов. Пенсия такого депутата соизмерима с пенсией федерального министра, который проработал в этой должности не менее пяти лет, и составляет 70 тысяч рублей.

Кроме того, при назначении пенсии депутату нужно учитывать посещаемость заседаний, участие в работе комиссий, эффективность защиты интересов избирателей. Нужны поправки в федеральное законодательство, которые установили бы для всех депутатов единые правила игры, и для федеральных, и для региональных, и для муниципальных.

Стоит ли подумать о создании особой корпоративной пенсионной системы для чиновников? Может быть. Но существующая система для бюджета выгоднее, потому что всегда можно сказать: денег нет, финансировать ваши надбавки не будем. А в корпоративной пенсионной системе труднее менять правила игры.

Подготовила Марина Гусенко