Новости

В Москве открылся лучший в Европе центр для реабилитации слепоглухих
В гончарной мастерской - творческий тайм-аут. Фото: Сергей Михеев/ РГ
В гончарной мастерской - творческий тайм-аут. Фото:
Уникальный центр по реабилитации слепоглухих на базе школы N 1206 недавно открылся в Москве. Три десятка детей, которые могут познавать мир только руками, здесь бесплатно обучают гончарному мастерству, приобщают к декоративно-прикладному творчеству, вовлекают в интеллектуальные игры. Из-за ряда заболеваний эти ребята не могут ходить в обычную школу. Но они все-таки получат нормальное образование и по-настоящему увидят мир.

Подарок маме

- Андрюш, что на этой фотографии? - спрашивает 15-летнего мальчика дефектолог Ольга Селезнева.

- Это наша дача под Клином, - говорит мальчик, вглядываясь в изображение.

Андрей - один из тех особенных детей, которым необходима постоянная реабилитация. У него ДЦП и проблемы со зрением: ребенку трудно различать отдельные цвета и рассматривать контрастные изображения. Но постоянные занятия в реабилитационном центре позволяют ему увидеть мир без ограничений.

- Андрей - один из лучших наших учеников, - с гордостью знакомит с мальчиком нас Ольга. - Все задания выполняет вовремя. Просишь, скажем, его принести на урок фотографии, как сегодня, например, он уже на следующий день с радостью сообщает: "У меня в рюкзаке то, что ты просила!"

Дети с нарушением зрения познают мир в основном с помощью рук. На развитие тактильных ощущений и направлены в центре многие уроки. Знания, которые для обычных людей мимолетны, этим ребятам очень нужны в жизни. Андрей на очередном уроке узнал, например, как выглядят ключи от квартиры, ножницы, банка для чая... Руки мальчика обязательно запомнят новые ощущения, и это ему пригодится. В течение всего занятия педагог поддерживает постоянный контакт с учениками, на что дети отвечают благодарностью.

Полностью незрячего мальчика можно научить руками "видеть" лису. Фото: Сергей Михеев/ РГ

- Моему 9-летнему сыну очень нравятся занятия в новом центре, - рассказала корреспонденту "РГ" Ольга Репина, мама одного из воспитанников. - Мы занимаемся трижды в неделю: с 10 утра до 14 дня. После этого идем домой. У ребенка проблемы со зрением и больное сердце. Поэтому ему нужны особые условия для уроков.

В это время Андрей, сын Ольги, приносит маме несколько листков бумаги. На них домашнее задание на завтра: картинки, на которых изображены разные предметы - их нужно опознать и еще определить, какой в каждом ряду лишний. На шкафчике Андрея лежит уже первый подарок маме - свечка, которую он сделал сам под руководством опытного наставника. Такие мастер-классы идут в рамках занятий по дисциплине со скучным названием "Технология". Но предмет так нравится детям, что они готовы проводить в мастерских время, отведенное не только учебной программой, но и оставаться там после уроков. Хотя скатать ту же свечку, когда тебя не слушаются руки и ты не видишь материал, из которого делаешь ее, на самом деле очень сложно. Наблюдаю, как мучается с этим заданием другой мальчик, Максим.

- Так, теперь еще немножко надавить, - помогает ему преподаватель. - Сильнее-сильнее...Все, получилось! Молодец!

Свеча зажигается. Она для этого старательного малыша - еще одна победа над болезнью. Все, можно идти домой. Но тут Макс услышал, что можно еще немного позаниматься в гончарной мастерской. Накануне он как раз начал делать горшочек, куда хочет посадить маленький кактус. И ему очень хочется быстрее его доделать! Взрослые не возражают и провожают ребенка в гончарную: один он не дойдет, совсем не видит. Но за стул около гончарного круга сел уверенно - сразу понятно, что не впервые.

Перемены - это святое, как в обычной школе. Фото: Сергей Михеев/ РГ

- Я нажму педаль, буду вращать круг, а ты ровняй свой горшочек, - наставляет маленького гончара наставник. - Так, хорошо. Теперь бери воду.

- А зачем водичка? - удивляется ребенок.

- Глина плотная, не проткнешь...

Заготовка и впрямь превращается в настоящий цветочный горшок. Остается его лишь расписать и поместить в печь обжига. Максим справляется и с этим.

- Что горшок, ребята недавно вместе с учителем смастерили даже трещотку - настоящий музыкальный инструмент, - восхищается Ольга Репина.

Первый, но не последний

Сколько их, таких ребят в столице? Представители фонда "Со-единение", который вместе с департаментом образования Москвы создали этот реабилитационный центр в Ясеневе, рассказали, что, по данным последней Всероссийской переписи слепоглухих, в России живут более 2,5 тысячи инвалидов этой категории. Но в реальности, полагают в фонде, их больше 15 тысяч. О многих просто никто не знает, так как инвалиды этой категории зачастую предоставлены сами себе. Их проблемами прежде практически никто не занимался. Но благотворительный фонд не собирается останавливаться на открытии центра для них в Москве, в ближайшее время еще один такой же центр он планирует открыть и в одном из регионов России. И тогда его проект действительно станет прорывом. Ведь в столице собрали лучший мировой опыт, которым готовы поделиться и с регионами.

- Мы изучали опыт подобных учреждений в ряде зарубежных стран, - рассказал "РГ" директор школы Николай Кочубей. - С уверенностью скажу: по технической оснащенности наш центр - лучший в Европе. Но добиться этого удалось во многом благодаря помощи спонсоров.

В обычной московской школе на ученика бюджет выделяет 85 тысяч рублей в год. Учить слепоглухих детей стоит втрое дороже. Но тем не менее и город, и добрые люди пошли на то, чтобы это стало возможно в столице. "Открытие такого центра - настоящая революция", - говорит известный на всю Россию доктор психологических наук Александр Суворов. Профессор сам слепоглухой и знает, как непросто живется в нашей стране многим инвалидам.

- Произошло величайшее событие: вне детдома слепоглухой больше не предоставлен сам себе. Ему есть куда стучаться со своими проблемами, - продолжает ученый. - Есть кому и где поддержать нас в нашем стремлении к достойному будущему.

Прямая речь

Дмитрий Поликанов, президент благотворительного фонда "Со-единение"

- Долгое время единственным местом, где таким людям оказывали комплексную помощь, был Сергиево-Посадский детский дом в Подмосковье. Новый центр, оснащенный по последнему слову техники, будет полезен как детям, так и взрослым слепоглухим. Он совмещает специальную школу, реабилитационную базу, рабочие мастерские и научную лабораторию. Поэтому создание ресурсного центра - очень важное событие и для нашего фонда. Теперь мы сможем оказывать поддержку слепоглухим людям на совершенно новом, системном уровне. В свою очередь, наши подопечные получат самые современные медицинские услуги, образование и работу. И при этом они, как обычные дети, будут воспитываться в семьях.

Сенсорная комната хранит много интересных предметов. Фото: Сергей Михеев/ РГ

Последние новости