Разбирательство инициировал житель Тулы Евгений Потоцкий. В 2000 году он дал деньги в долг по трем договорам, при этом конкретный срок возврата займов в документах прописан не был. В августе 2013 года кредитор попытался получить свои средства с заемщика, но не преуспел и обратился в суд. Однако практически в это же время вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса РФ".
Этот закон установил, что срок исковой давности по обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, "во всяком случае не может превышать десяти лет со дня возникновения обязательств". То есть в результате введения новой нормы, имеющей "ретроспективное" действие, туляк лишился возможности вернуть свои деньги через суд.
По мнению заявителя, примененные в его случае изменения закона "приводят к чрезмерному вмешательству в порядок исполнения договорных обязательств, возникших до вступления в силу нового правового регулирования, и препятствуют его праву на судебную защиту".
Кроме того, заявитель указал на отсутствие переходного периода, который позволил бы гражданам разрешить споры в суде до введения в действие нового порядка.
Судьи КС РФ, рассмотрев жалобу, пришли к выводу, что новый порядок исчисления сроков исковой давности действительно не соответствует целому ряду статей Конституции и несоразмерно ограничивает права и свободы человека.
Дело Евгения Потоцкого подлежит пересмотру, однако КС РФ также указал на право законодателя предусмотреть некий переходный период - "разумный срок", в течение которого кредитор может предъявить свои требования по обязательствам, если установленный новым регулированием срок для защиты его нарушенного права истек.