"Здравствуйте! У меня одна просьба - от отчаяния! Пропал мой внук Костя. Пропал два года назад, ему тогда девять исполнилось: вышел из школы после уроков, а до дому не дошел. Вышел в слезах. Учительница дала задание на День матери выучить стих о маме, а Костя не хотел. И она обозвала Костю дебилом, сказала: "Тебя все бросили, и вот ты дебил!" Это еще накануне, в четверг было. А Костя тогда учительнице сказал: "Нет, меня не бросили, у меня деда есть (это я, Костю я с двух лет воспитываю, с тех пор, как мой сын Толя с Костиной мамой Софьей разошелся, а потом Костина мама погибла - там несчастный случай произошел)". Так вот, Костя в четверг учительнице сказал, что нет, его не бросили, и уже дома расплакался и стих не учил. А что там уже в пятницу в школе на уроке произошло, мы не знаем, только около двух часов дня Костя из школы вышел, и больше его никто не видел.
Костю искали: первые три дня не особенно, но потом, когда краевое Красноярское начальство, Следственный комитет подключились, искали с добровольцами и с вертолетами. Это в декабре, Костя 5 декабря пропал. Искали и в марте, когда снег сошел. По телевизору все показывали, и на передаче в Москве ведущий спросил, на что я надеюсь? А я в то время, когда мы Костю уже в марте искали, хоть и неверующий всю жизнь был, Бога просил, чтоб я его, Костины, останки не увидел, не нашел! И пока я ничего этого не видел, я еще надеюсь. Там, на передаче в Москве, другие родители пропавших детей были. Один мальчик - Данила из Липецкой области, скорее всего, сам убежал, его через восемь месяцев в Раменском в магазине видеокамера сняла. Такие случаи бывают. Хотя этого Данилу еще не нашли, но надежда есть. Но Данила-то этот пропал из Липецкой области и в мае. А у нас Красноярский край, кругом тайга, и зима была.
Сердце мое разрывается каждый день. Теперь не только за Костю, но за всех пропавших детей, о которых в передаче говорили. Оказывается, у нас в стране ежедневно пропадает 48 детей, каждый четвертый - навсегда. И как нам жить с этим теперь? Как молиться?"
Николай Ч.
Николай, потеря ребенка - страшное горе. Потеря, растянутая в своей неопределенности на года - испытание почти невыносимое: своими силами, без помощи Божьей перенести это невозможно, тут спасет одно - молитва. Она не заменит поиски, но молитва нужна не меньше - и для вас самих, и для пропавшего ребенка. Верующие знают: пути Господни неисповедимы, а Его милость гораздо выше любого человеческого милосердия, хотя это не всегда для нас очевидно. Но как молиться?
Николай, просьбы о молитве за пропавших без вести часто приходили к нашим святым. Вот что читаем в письмах знаменитого старца Псково-Печерского монастыря Иоанна Крестьянкина. "Дорогая о Господе М., - обращается отец Иоанн к родственнице пропавшего человека. - У Бога нет мертвых, у Него все живы. А по правилам церковным, пока не установлена истина, пять лет молятся за пропавшего как за живого, только с добавлением слов: "без вести сущаго <имя>". Подавайте о нем почаще за литургию, и Господь приоткроет тайну его исчезновения, но не мне, а матери".
Подавать за литургию, Николай, означает писать записки с именем, которое потом будут поминать во время молитвы, читаемой священником при подготовке к Таинству Евхаристии (Причастия). Но так как рядом с тем местом, где Вы, Николай, живете, храма нет, и я сама, и, думаю, многие читатели подадут записки в церквях и за Вашего внука, и за Данилу, которого Вы упомянули. Но нужно, обязательно, кроме того, молиться за детей дома - например, перед иконой "Взыскание погибших". Этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы заслуживает отдельного рассказа.
О чудесах, явленных по молитве иконе "Взыскание погибших", известно с XVII века. К помощи Богородицы прибегали, когда кто-то пропал без вести в войну или в заключении, когда терялись дети, заступничества Богородицы просили во время стихийных бедствий и эпидемий, если человеку угрожала опасность и он оставался с ней один на один. Именно с таким случаем и связано обретение первого чудотворного списка иконы. Дело было в середине XVII века. Пурга и лютый мороз застали крестьянина села Бор Калужской губернии Федота Обухова в дороге, он сбился с пути, лошади встали. И тогда, чувствуя, что засыпает, что у него нет сил бороться и он гибнет, Федот воззвал к Богородице. И дал обет, что если спасется, то закажет иконописцу написать в свой храм икону "Взыскание погибших". Пока были силы, Федот молился, а потом потерял сознание. Очнулся он в чужом доме, в соседнем селе. Хозяин рассказал, что сидел у окна и вдруг услышал голос со стороны двора: "Возьмите!" Он выскочил посмотреть, кто это, и увидел сани с едва живым Обуховым. Федот Обухов выполнил свой обет, и икона Богородицы "Взыскание погибших" Борская прославилась потом многими чудесами. С Московским списком образа связана другая история. Владелец иконы, дворянин, сначала разорился, а потом и овдовел. С тремя дочками он оказался в полной нищете, несчастье следовало за несчастьем, и однажды, в отчаянии, он решился на непоправимое - самоубийство. Понимая всю гибельность этого шага, он взмолился Богородице перед ее образом "Взыскание погибших". И произошло чудо, откуда-то пришла и денежная помощь, и бедствия прекратились, а дочки-бесприданницы счастливо вышли замуж. Кстати, после этого случая к иконе стали обращаться и те, кто просил у Богородицы счастливого замужества. Сейчас эта чудотворная икона находится в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке, в Москве.
Удивительно, но по молитве этому образу спасаются не только те, кто стоит на пороге гибели, но и те, кто этот порог уже преступил. Чудо, которое произошло в IV веке в малазийском городе Адане и дало название иконе. Некий Феофил служил экономом у епископа. Служил верой и правдой и этим завоевал почет и уважение. Но епископ умер, назначили нового, и кто-то, желая занять завидное место эконома, оклеветал Феофила, его выгнали. Обида жгла Феофила, ему казалось, что все в городе насмехаются над ним, и он решил восторжествовать над обидчиками. Но как? Нашелся советчик, который подсказал: попроси помощи у дьявола, тот все устроит. Желание поквитаться с обидчиками было так велико, что Феофил совершил непоправимое - он не просто обратился к дьяволу, отрекшись от Бога, он добровольно подписал с дьяволом договор - хартию. Только не надо думать, что несчастный Феофил был единственным волонтером за всю историю рода человеческого. Подписал хартию, а через некоторое время новый епископ, разобравшись, в чем дело, позвал Феофила назад. И вот тут-то весь ужас содеянного и предстал перед Феофилом, он понял, какой непоправимый поступок совершил. Он не мог ни есть, ни спать, он удалился в храм, каяться. Но понимая, что сам, добровольно отрекся от Бога, он уже не смел обращаться к Нему. И тогда он обратился к Богородице, умоляя Ее, Заступницу, взыскать его, погибшего. Вот эти слова кающегося Феофила и легли потом в основу молитвы, обращенной к иконе "Взыскание погибших". Богородица спасла Феофила, более того, Она вернула эконому подписанную им хартию. Потому что "нет греха, побеждающего человеколюбие Божие".
О чудесах, происходивших по молитве этому образу, можно рассказывать долго. Лермонтов посвятил ей стихотворение, в трудные моменты жизни у иконы молился Тютчев, с образом не расставалась Матушка Матрона... На одном из списков иконы "Взыскание погибших" выведены такие слова: "Дерзай, взыщу и услышу".
Перед иконой "Взыскание погибших"
Заступнице усердная, благоутробная Господа Мати! К Тебе прибегаю окаянный и паче всех человек грешнейший: вонми гласу моления моего, и вопль мой и стенание услыши. Яко беззакония моя превзыдаша главу мою, и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, всеблагая и милосердая Владычице, не презри мене отчаяннаго и во гресех погибающаго, помилуй мя кающагося во злых делех моих, и обрати на путь правый заблудшую окаянную душу мою. На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Пишите на адрес редакции или pisma-maria@mail.ru