Такое заявление сделала сегодня председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, комментируя внесенный в Государственную думу ею и спикером нижней палаты Сергеем Нарышкиным документ.
Как рассказала спикер Совфеда, эти поправки стали результатом совместной деятельности правительства, Совфеда и Госдумы.
"Власть оперативно отреагировала на запрос общества, на злобу дня, чтобы не допустить впредь силовых действий в отношении должников и психологического давления на них", - подчеркнула она. При этом нужно учитывать, что законодатели не отменили обязанность должников платить по кредитам, а попытались установить баланс интересов кредиторов и заемщиков.
По словам Матвиенко, законопроект прежде всего направлен на то, чтобы впредь не допускать неправовых силовых действий либо психологического давления на должников. Она перечислила некоторые нормы внесенного законопроекта. В частности, предполагается, что деятельностью по взысканию задолженности могут заниматься только юридические лица с уставным капиталом не менее 10 миллионов рублей.
К деятельности таких организаций не могут привлекаться люди с испорченной репутацией, ранее судимые. Кроме того, строго регламентируется взаимодействие коллекторских организаций с должниками. "Они не могут звонить чаще, чем два раза тем, кто задолжал, не могут звонить в ночное время, не могут чаще, чем один раз приглашать на встречу. При этом звонки должны идти с фиксированным номером, ни в коей мере с закрытыми номерами", - пояснила руководитель верхней палаты.
Те же коллекторские агентства, которые злоупотребляли своими правами, "терроризировали людей, вышибали из них, а не возвращали долг", будут вынуждены покинуть рынок после принятия законопроекта. В действующем законодательстве правовое регулирование деятельности по взысканию задолженности с физических лиц, по сути, отсутствует. "Законопроект дает правовые основания для правоохранительных структур жестко контролировать деятельность коллекторских организаций", - отметила Матвиенко.
Новые правила взаимодействия с должником будут распространяться на банки, микрофинансовые организации, других кредиторов и лица, осуществляющие взыскание задолженности.