Услуга, по замыслу инициаторов проекта, рассчитана главным образом на уральцев старше 30 лет - тех, кто помнит, как в советских универсамах продавали разливное молоко: ностальгия по светлому прошлому - эффективный маркетинговый ход. Теперь фляги заменили на опломбированные на ферме бочки, которые вставляют в аппарат. А вместо бидонов - стерильные пластиковые бутылки.
От утренней дойки до момента, когда молоко окажется в магазине, проходит 4-8 часов - все зависит от логистики и расторопности обслуживающего персонала. Пока к проекту подключилось одно хозяйство - агрофирма, расположенная примерно в 200 километрах от областного центра. Теперь каждое утро около тонны молока, расфасованного в бочки по 60-180 литров, отправляют в автоматы.
- Это молоко мы только пастеризуем, оно не проходит процессы гомогенизации и нормализации. Это значит, что его жирность не регулируется - как правило, она больше традиционных 3,2 процента, - рассказывает директор агрофирмы Олег Шестаков.
Сославшись на коммерческую тайну, он не назвал цифр, однако "РГ" выяснила, что частник предлагает цену на 30 процентов выше, чем молокозаводы. Если учесть, что последние скупают сырье по 20-22 рубля за литр, выходит, что агрофирма от участия в проекте может выиграть примерно 150 тысяч рублей в месяц. При этом хозяйство берет на себя стерилизацию тары и пастеризацию молока.
Для предпринимателя экономика проекта не так проста. Отчасти выручает то, что импортных составляющих в нем нет: сами аппараты, хотя и аналог итальянского оборудования, но изготовлены в Новосибирске, пластиковые бутылки делает уральское предприятие, щелочь и часть дезрастворов для промывки и обеззараживания трубок (аппарат чистят каждый раз после замены бочки) - тоже местного производства, остальное - из Нижнего Новгорода.
- Установка одного молокомата обходится в 700 тысяч рублей, - рассказывает руководитель проекта Ренат Хуснуллин. - В эту сумму включены стоимость оборудования, комплект из трех бочек (для облегчения логистики одна - всегда на ферме, вторая - в торговой точке, третья - в машине), аренда места, подключение, техобслуживание. Если вдруг с аппаратом возникнут проблемы, меня и техника сразу оповестят по СМС. Кроме того, с помощью мобильных устройств мы всегда можем проверить, сколько молока осталось в аппарате. К пяти часам вечера в некоторых наиболее популярных точках бочки уже пустые.
При наличии стабильного спроса, если бочка большая (180 литров), молокомат окупится за 2-2,5 года. Там, где не очень много покупателей, приходится устанавливать тару более скромных объемов, срок окупаемости аппаратов вырастает до пяти-шести лет.