Нередко бывает, что на месте одного ведомства появляется другое. Или некая федеральная служба канет в Лету, а ее функции делят между собой какие-то другие ведомства, более удачливые. Но всегда, когда умирает министерство, дело его продолжает жить - в приказах, инструкциях, правилах и т.п. Из-за этого, как заметили в минюсте, на практике часто возникают проблемы правового характера. Например, новые ведомства вносят какие-то правки в действующую инструкцию, принятую ведомством-предшественником. Иногда это вообще может быть документ советских времен, а ведомством - какой-нибудь сталинский наркомат. Ведь многие советские документы еще в силе.
Например, пару лет назад в Верховном суде России слушалось дело об обжаловании приказа Наркомздрава от 1940 года. А в 2014 году в Верховный суд был подан иск на постановление ЦК КПСС от 1982 года. Тот документ дает право женщинам, имеющим двух и более детей младше 12 лет, на отпуск в удобное для них время. Иск был отклонен, документ оставлен Верховным судом в силе.
Впрочем, чаще ведомства правят все-таки более поздние документы - уже постсоветских времен. За последние двадцать-тридцать лет накопились десятки тысячи инструкций расформированных ведомств. Отсюда часто возникает путаница.
"Внесение изменений в акт упраздненного федерального органа исполнительной власти или органа, не осуществляющего в настоящий момент соответствующие полномочия, может ввести в заблуждение лиц, в отношении которых осуществляется соответствующее правовое регулирование, в частности, создать неопределенность для судебного обжалования актов органов и действий соответствующих должностных лиц", - говорится в пояснительной записке минюста.
К тому же, как замечают эксперты минюста, стремление изменить акт упраздненного ведомства, а не принять новый, часто объясняется тем, что чиновники хотят избежать широкого обсуждения. Так сказать - внести келейные правки, а потом будет неясно, кому жаловаться.
Поэтому минюст предлагает внести поправки в постановление правительства о порядке принятия нормативно-правовых актов. Проект запрещает вносить какие-то изменения в приказы расформированных ведомств. Документы прежних ведомств не будут отменяться автоматически: они потеряют силу только после разработки и утверждения новых актов новым ведомством.
"В целом предложение целесообразно и должно принести положительный результат, - сказал "РГ" эксперт совета Торгово-промышленной палаты РФ по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики Дмитрий Липатов. - Оно сможет устранить путаницу, которая сейчас существует при упразднении ведомств. При смене полномочий между ведомствами будут приниматься новые нормативно-правовые акты с отражением актуальной ситуации".
В свою очередь, руководитель проектов крупного адвокатского бюро Андрей Корницкий считает, что инициатива имеет как плюсы, так и минусы.
"Плюсы в том, что при издании новых нормативных актов могут быть реализованы процедуры, которые позволят усовершенствовать ранее действующий нормативный акт: антикоррупционная экспертиза, общественное обсуждение проектов актов и т.п., - говорит он. - Минусы заключаются в том, что "обновление" нормативных актов, которое зачастую может сводиться исключительно к замене их реквизитов, может потребовать значительных временных, а, соответственно, и финансовых затрат на осуществление соответствующей "бумажной работы". Для того, чтобы понять масштаб данной работы, достаточно представить себе процесс обновления действующих в настоящее время нормативных актов Минздрава России, количество которых составляет около двух тысяч".
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"