"Севастопольское авиапредприятие" после нескольких лет простоя снова получило гособоронзаказ. В минувшем году завод заключил контракты на 549,4 миллиона рублей, из которых 358 миллионов перешли на 2016-й. С заказами помог госхолдинг "Вертолеты России". САП отремонтирует военные вертолеты Ми-8
Ка-27, Ка-29, в том числе машины, принадлежащие Черноморскому флоту, на 311,3 миллиона рублей. Заказы коммерческой авиации РФ в сумме "потянули" на 45,6 миллиона рублей, среди них - обслуживание воздушного судна ФГУП "ГУССТ-4 при Спецстрое России".
В 2015 году завод завершил оформление "подвисших" с украинских времен документов о ремонте двух вертолетов Ка-28 для Вьетнама и двух вертолетов Ми-8 для ВВС Хорватии. За эту работу уже поступила плата - 3,63 миллиона долларов и 184,5 тысячи евро соответственно.
- Проведены модернизация производства, ремонт и аттестация оборудования, - рассказал директор САП Алексей Толмачев. - Получены лицензии минобороны и минпромторга РФ, ФСБ, сертификат "Росавиации", что позволило нам выполнять все виды авиаремонтных работ. Пришлось восстанавливать большой объем технологической документации, утерянной за 20 лет в отрыве от России.
В 2016 году САП подпишет договор о ремонте пяти вертолетов для МВД РФ, а также рассчитывает найти контракты на четыре Ми-8 за рубежом - в Боснии и Герцеговине или Лаосе.
- Для полной загрузки необходимо заключить контракты на 370-400 миллионов рублей, - говорит Толмачев. - Технологическая линейка сложная, ремонт длится около девяти месяцев. Сейчас цеха окончательной сборки загружены полностью, а цеха начала технологической цепочки простаивают. Чтобы этого не было, важно иметь заказы не на год, а на два-три вперед.
Несмотря на заметное увеличение объема заказов, работникам то и дело задерживают зарплату. Так, в середине декабря 2015 года после вмешательства прокуратуры Севастополя 364 работникам САПа выплачен долг по зарплате за октябрь - более 4,5 миллиона рублей. За декабрь снова сформировался долг в 5,4 миллиона - рабочие получат деньги только в феврале. Средняя зарплата остается на уровне 17 тысяч рублей в месяц.
В дальнейшем САП будет развиваться в структуре холдинга "Вертолеты России", с которым уже подписаны соглашение и план интеграции. Как сообщил "РГ" Алексей Толмачев, процесс акционирования долгий, он завершится ориентировочно в 2017 году.
"Севастопольское авиационное предприятие" вошло в программу приватизации на 2016-2020 годы, внесенную правительством Севастополя в Заксобрание в январе. "Вертолетный завод" предлагают приватизировать наряду с ГУП "Океанологический центр", а также пятью объектами недвижимости общей площадью 300 квадратных метров. За все предполагается выручить 85 миллионов рублей, но конкретную стоимость объектов чиновники назвать не берутся, пока не будет проведена оценка имущества в 2016 году. Документ законодатели отправили на доработку.
- Правительство не может принять решение о приватизации САПа путем преобразования в акционерное общество из-за задержки принятия законопроекта, - сообщил врио директора департамента промышленности и сельского хозяйства Севастополя Александр Давидов. - Без этого холдинг "Вертолеты России" не начнет выделять средства на модернизацию и техническое перевооружение предприятия.
Планируется, что САП станет акционерным обществом, в котором контрольный пакет - 50 процентов плюс одна акция - будет принадлежать "Вертолетам России". У города останется доля 50 процентов минус одна акция.
Вячеслав Аксенов, председатель комиссии по бюджету Заксобрания Севастополя:
- Большинство авиационных предприятий входят в состав "Вертолетов России" на условиях, что 75-100 процентов акций принадлежат холдингу, и только несколько предприятий в порядке исключения имеют долю 50 процентов минус одна акция. Мы попадаем в эту привилегированную категорию. Значит, когда предприятие станет рентабельным, в бюджет Севастополя будет поступать максимальная доля прибыли.