Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин заявил корреспонденту "РГ", что Главным следственным управлением Следственного комитета завершено расследование по уголовному делу о взрывах в горных выработках шахты "Распадская" в городе Междуреченске Кемеровской области.
Обвиняемыми по делу стали технический директор ЗАО "Распадская угольная компания" Анатолий Рыжов, директор ОАО "Распадская" - заместитель генерального директора ЗАО "Распадская угольная компания" Игорь Волков, главный инженер ОАО "Распадская" Андрей Дружинин, командир Новокузнецкого отдельного военизированного горноспасательного отряда Александр Апальков, начальник службы вентиляции, дегазации и профилактики Владислав Вальц, начальник участка вентиляции и техники безопасности Вячеслав Радцев и начальник смены Игорь Белов.
У всех одна уголовная статья - ч. 3 ст. 217 УК РФ ("нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц"). Кроме того, государственному инспектору Междуреченского территориального отдела горного надзора управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области Федору Веремеенко предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 293 УК РФ ("халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц").
По версии следствия, 8 мая 2010 года в горных выработках угольной шахты "Распадская" Кемеровской области взорвалась метановоздушная смесь и угольная пыль. На следующий день произошел повторный взрыв. В результате аварии 91 человек погиб, а еще 146 получили травмы различной степени тяжести. Нарушения правил безопасности, ставшие причиной трагедии, носили системный характер и продолжалось на протяжении нескольких лет.
Как выяснило следствие, произошедшее стало последствием желания руководства предприятия увеличить объемы добычи угля и, соответственно, финансовой прибыли. Основным проектом, разработанным научно-исследовательским институтом, был предусмотрен безопасный объем добычи угля в размере, не превышающем восемь тысяч тонн в сутки на участок. Рыжов, Дружинин, Волков, Вальц и Радцев разработали и утвердили собственную техническую документацию в нарушение установленных правил безопасности, согласно которой добыча угля соответственно достигала 21,5 тысяч тонн.
В обязанности Веремеенко входил контроль за организацией выполнения пылевзрывозащитных мероприятий на шахте, который фактически не был осуществлен. 8 мая 2010 года начальник смены Белов утвердил наряды на выполнение работ в шахте, достоверно зная о взрывоопасной обстановке на ней. В результате системных нарушений правил безопасности произошел первый взрыв, повлекший гибель 65 человек.
По плану ликвидации аварии, руководить ей должен был главный инженер Дружинин, который фактически самоустранился от выполнения обязанностей. В итоге начальник смены Белов и директор шахты Волков направили не менее 140 работников следующей смены для герметизации надшахтных зданий в условиях угрозы повторного взрыва. В свою очередь, командир горно-спасательного отряда Апальков отправил подчиненных, не имеющих статуса спасателя, также для установления обстоятельств аварии.
Следствие установило, что к тому моменту спасти их уже не представлялось возможным, что было достоверно известно руководителю отряда. Апальков также знал о взрывоопасной концентрация метана в шахте и неизбежности повторного взрыва, который и произошел в момент спуска людей по горным выработкам шахты. В его эпицентре оказались 19 человек, шансов выжить у них не было. Помимо этого, погиб один горно-спасатель и шестеро сотрудников следующей смены, находящиеся на поверхности.
Сейчас Дружинин, Рыжов и Вальц содержатся под стражей, остальным фигурантам избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы. В ходе следствия Дружинин и Рыжов признали свою вину и дали показания о системных нарушениях правил безопасности на шахте, остальные фигуранты отрицают свою причастность к инкриминируемым преступлениям.
По словам Маркина, следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направлено в суд.