Подробнее о них, а также о других самых резонансных уголовных делах и о ситуации с коррупцией в регионе корреспондент "РГ" попросила рассказать первого заместителя руководителя Следственного управления СКР по Ставропольскому краю генерал-майора юстиции Игоря Иванова.
Игорь Николаевич, как продвигается расследование громких дел?
Игорь Иванов: Уголовное дело в отношении бывшего министра образования Ставропольского края Василия Лямина, который обвиняется в вымогательстве взятки в сумме миллиона рублей у директора подведомственного ему учреждения, сейчас уже рассматривается в суде.
В отношении депутата краевой думы Антона Дубровского по одному уголовному делу еще в мае прошлого года был вынесен приговор: обвиняемый признан виновным в совершении преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетней - ему назначено наказание в виде восьми лет лишения свободы. А на днях мы передали в суд еще одно уголовное дело о совершении Дубровским половых преступлений против детей, а также распространении порнографических материалов в одной из социальных сетей.
Зато в отношении депутата краевой думы Валерия Калугина, который на машине насмерть сбил человека, остается еще много вопросов. За четыре года следствие несколько раз закрывало дело, но каждый раз прокуратура возвращала его на доследование. Общественное мнение, кстати, явно на стороне надзорного органа, не посмотревшего даже на то, что Валерий Калугин - бывший краевой прокурор...
Игорь Иванов: Сразу было понятно, что дело по факту ДТП со смертельным исходом вызовет большой общественный резонанс. Поэтому 17 сложных экспертиз по нему проводились за пределами Ставрополья, а некоторые даже и округа. Более того, ключевые - в ведущем учреждении, Российском федеральном центре судебной экспертизы. Так вот, согласно заключениям всех автотехнических экспертиз, водитель Калугин не нарушал правил дорожного движения и его вины в ДТП нет. Именно на основании этих выводов следователями неоднократно принимались решения о прекращении уголовного дела в отношении Калугина, которые отменялись прокурором. Но расследование все еще продолжается. По результатам проведения назначенных по указанию прокурора повторных экспертиз будет принято процессуальное решение.
Что касается расследования еще одного резонансного инцидента - приобретения за семнадцать миллионов бюджетных рублей особняка для директора "Ставрополькрайводоканала", то оно продолжается. Необходимо установить, насколько эффективной была сделка при убыточности самого предприятия, соблюдены ли процедуры отбора и приобретения жилого помещения. В суде эта купля-продажа уже признана недействительной.
Ну а по уголовному делу о массовых хулиганских действиях и убийстве, имевших место в кафе и больнице Минеральных Вод, в кратчайшие сроки были установлены личности всех 33 виновных. 28 из них задержаны и заключены под стражу, пятеро скрылись и объявлены в розыск. В отношении 27 фигурантов, в том числе четверых, непосредственно принимавших участие в убийстве Анатолия Ларионова, предварительное следствие окончено и уголовное дело рассматривается в суде по существу.
Какая сфера сегодня является наиболее коррумпированной на Ставрополье?
Игорь Иванов: Мы делаем выводы из цифр, а они на сегодняшний день говорят, что таковой остается сфера образования Ставропольского края, на долю которой приходится 40 процентов всех совершенных преступлений коррупционной направленности. Если говорить о причинах, то, во-первых, на Ставрополье работают сотни учебных заведений, где имеется большое поле для коррупции - зачеты, экзамены. Во-вторых, обе стороны - и преподаватель, и студент - зачастую заинтересованы в решении вопроса незаконным путем: один хочет получить дополнительный доход, а другому иной раз лучше заплатить, чем выучить предмет.
Второе и третье места в подобном рейтинге занимают правоохранительная система и финансово-бюджетная сфера. Здесь должностные лица совершили соответственно более 30 и 18 процентов всех коррупционных преступлений.
Наверное, вместе с инфляцией увеличивается и средний размер взятки?
Игорь Иванов: В последнее время он действительно вырос и составляет около 70 тысяч рублей. В нашей практике есть уголовные дела, где взятка составляет несколько тысяч рублей, а в некоторых достигает и нескольких миллионов.
Недавно впервые в крае за посредничество во взяточничестве были вынесены приговоры сразу нескольким студентам одного из вузов Ставрополя. Почему-то раньше правоохранительные органы не очень-то обращали внимание на эту категорию правонарушителей...
Игорь Иванов: Действительно, впервые на Ставрополье за посредничество во взяточничестве вынесены приговоры 11 студентам одного из вузов столицы края. Виновные были приговорены к крупным штрафам на суммы от 28 тысяч рублей и условным срокам. А преподаватель, которому вменялось 11 эпизодов мздоимства, оштрафован на 120 тысяч рублей.
Вообще статистика 2015 года говорит о том, что количество лиц, получающих взятки, остается на одном и том же уровне. На сегодняшний день это около 110-115 преступлений. А вот число взяткодателей возросло с 85 до 108. Увеличилось и число посредников - с шести до восьми. Думаю, это связано, прежде всего, с тем, что многие госслужащие начинают активнее реализовывать свое право на информирование правоохранительных органов и вышестоящего руководства о склонении их к коррупционным правонарушениям.
Существует расхожее мнение: не будут давать - не будут брать. Однако известно много случаев, когда люди, приходя в лечебные или образовательные учреждения, а также органы власти, пытаются дать деньги, чтобы быстрее очередь подошла...
В последнее время очень много разговоров об аферах в сфере госзакупок. А что говорит практика?
Игорь Иванов: Отмечу, что такие преступления латентны. Человек, получивший заказ, и тот, кто его реализовал, не спешат сообщать об этом. Тем не менее такие факты мы выявляем и расследуем. Например, один из руководителей департамента недропользования по СКФО разработал преступную схему, по которой одна коммерческая организация получает лицензию для геологических исследований при условии заказа проекта у другой фирмы по завышенной стоимости. Когда схема была реализована, у чиновника в кармане осел миллион 100 тысяч рублей.
Все больше можно встретить сообщений и о серьезных налоговых преступлениях, в результате которых казна теряет огромные деньги. Как расследуются эти дела?
Иванов: За год нашими следователями возбуждено более ста уголовных дел по фактам уклонения от уплаты налогов. А ведь годом ранее их было всего 39. Общий ущерб составил 285 миллионов рублей. Из них 70 миллионов возмещено на стадии предварительного следствия. Такие преступления выявляются совместно с органами внутренних дел и налоговой службой.
Много ли обращений поступает в ваше ведомство и по каким вопросам?
Игорь Иванов: Их число увеличивается. На сегодняшний день зарегистрировано свыше пяти тысяч обращений, поступивших по различным каналам связи. Из них около трех тысяч рассмотрено непосредственно в следственном управлении, остальные направлены в другие ведомства.
Насколько сотрудники следственного управления открыты для граждан? Мы предлагаем людям различного рода каналы связи - это телефон доверия (24-59-50), телефонная линия "Ребенок в опасности" (123), прямая телефонная связь с руководителем управления, а также интернет-приемная.
Справка "РГ"
Генерал-майор юстиции Игорь Иванов родился 22 сентября 1972 года. В 1995 году окончил юридический факультет Дагестанского государственного университета. Свой трудовой путь начал в 1995 году в должности следователя прокуратуры Промышленного района города Ставрополя. В 2007 году был назначен на должность первого заместителя руководителя Следственного управления СКР по Ставропольскому краю, где и работает до сих пор. В ведомстве также курирует работу отдела по расследованию особо важных дел.