Новости

В Петербурге вспомнили про Велимира Хлебникова
"Я, тать небесных трав" Дмитрия Саенко - один из экспонатов выставки в галерее "Эрарта". Фото: Пресс-служба музея современного искусства "Эрарта"
"Я, тать небесных трав" Дмитрия Саенко - один из экспонатов выставки в галерее "Эрарта". Фото:
Выставка "ПтиЦЫ и ЦЫфры", представленная в петербуржской галерее современного искусства "Эрарта", - часть большого проекта "Мир и остальное", приуроченного к 130-летию поэта, "председателя Земшара". Она начала свое движение в маленьком поселке Ручьи Новгородской области, где умер и был похоронен Хлебников. А после Санкт-Петербурга отправится в Астрахань, где Хлебников родился, - там его дом-музей.

Футурист Велимир Хлебников живет среди нас, зачастую нами не опознаваемый. "Свобода приходит нагая", "смехачи" и "летчики" существуют в нашей речи без отсылок к автору цитат и великому словотворцу. "Усадьба ночью, чингисхань".

Или вот это - "кузнечик в кузов пуза уложил прибрежных много трав и вер". Мало кто помнит, что Хлебников - сын известного ученого-орнитолога, отец его Владимир Алексеевич основал первый в России заповедник в устье Волги. И сын отметился посильным вкладом - открыл даже новый вид кукушки. Отсюда и "ПтиЦЫ".

Больше, конечно, помнят, что Велимир Хлебников был еще и талантливым математиком, пытавшимся расчислить законы времени и языка. Так, слова, обозначавшие цифры "два" и "три", по его мнению, были пра-словами, превратившимися в "дело" и "тело", "добро" и "труд". Нумерологические исчисления помогли ему каким-то неведомым образом предсказать многие потрясения ХХ века. Отсюда и в названии выставки - "ЦЫфры".

В экспозиции нынешней выставки представлены все прижизненные издания поэта. В том числе "Ряв!" с иллюстрациями Малевича и Бурлюка. Решительными цитатами из легендарного "будетлянского" сборника-манифеста "Пощечина общественному вкусу" располосованы отдельные стенды. Здесь же - и "Неизданный Хлебников", собранный друзьями после его ухода.

Впервые выставляется "Пространственная графика" Петра Митурича, художника-футуриста, друга поэта, женившегося на его сестре художнице Вере Хлебниковой. Эти объемные объекты - иллюстрации стихов поэта - реконструировал сын художника Май Митурич-Хлебников. Представить редкие издания футуристов зрители смогли благодаря участию в проекте Государственного музея Владимира Маяковского.

Как справедливо предупреждает куратор выставки Михаил Карасик, "Хлебников не сковывает, но раскрепощает". А потому большие разделы выставки представляют сегодняшних художников с их "приношением поэту": тут вам, пожалуйста, и инсталляции, графика, видео, и другие арт-объекты одиннадцати авторов из Москвы и Санкт-Петербурга.

Такая вроде перекличка современных постмодернистов с самым крепким орешком русского авангарда. "Услышат" они друг друга и поймут ли? Каждый теперь волен привносить в поэта собственные смыслы.

А что поэт? Ответить может разве что стихами. Такими, скажем: "Вечер. Тени./ Сени. Лени./ Мы сидели, вечер пья./ В каждом глазе - бег оленя/ В каждом взоре - лёт копья./ И когда на закате кипела вселенская ярь,/ Из лавчонки вылетел мальчонка,/ Провожаемый возгласом: "Жарь!"/ И скорее справа, чем правый,/ Я был более слово, чем слева".

Ну, в общем, вы все поняли, конечно.