Генерал Иван Данилович Черняховский - самый молодой - 38-летний - командующий фронтом во время Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза. "Он очень много достиг и стал одним из тех 600 тысяч русских солдат, кто пал за освобождение Польши. Он лишь немного не дожил до победы", - напомнил выступавший на церемонии открытия первый замминистра культуры РФ Владимир Аристархов. Созданный на народные пожертвования по инициативе Российского военно-исторического общества и семьи полководца бюст работы скульптора Виталия Шанова установлен на столичной улице Черняховского. "Мне нравится памятник, - сказала "РГ" внучка генерала Анастасия Орлова, - разные художники по-разному воплощают свое представление о человеке, но, мне кажется, что здесь скульпторы увидели и смогли воплотить благородство, осанку и выдержку дедушки. Не только черты лица похожи, но, что главное, передано его состояние души. Я им очень благодарна".
Благодарна семья полководца и тем, кто по-прежнему чтит его память в Польше. В минувшие выходные делегация россиян и представителей польских ветеранских организаций возложила цветы к тому, что осталось от памятника Черняховскому после того, как в сентябре прошлого года городскими властями было принято решение его демонтировать. Посол России в Польше Сергей Андреев сказал корреспонденту "РГ", что традиция приезжать на место гибели полководца, тем не менее, будет продолжена. Внучка Черняховского признается, что обиды на поляков у нее нет. "Я считаю, что польские власти отбирают у своего народа память и правду о тех событиях. Но это их проблемы. Если кто-то хочет приехать на это место и возложить цветы, мы говорим этим людям большое спасибо, тем более, что там не только памятник дедушке, но и захоронения многих наших солдат. А люди все равно ничего не забывают. В свое время, когда прах дедушки перевозили из Вильнюса, никто не упоминал о том, как литовцы, русские и поляки его провожали. Мы встречали самолет с гробом на аэродроме, и видели, что он весь завален цветами. Перед вылетом маме давали ладанки, литовскую землю в мешочках. Это было проявление народного отношения к Ивану Даниловичу. И хотелось бы, чтобы больше говорилось о том, что думают люди".
По словам директора департамента информации и печати МИД РФ Марии Захаровой, работа над созданием памятника в Москве велась давно, так что это не ответ на действия властей Пененжно. После церемонии открытия она пыталась объяснить освещавшим церемонию польским журналистам, что значит для россиян память о погибших в войне с фашизмом: "Наша земля полита кровью, точно так же, как и земля Польши. Поэтому для нас это не идеология, не политика. Это часть нашей жизни, то, с чем мы выросли". Такие памятники, по словам Марии Захаровой, нужны прежде всего нам самим.
Неонила Черняховская, дочь генерала И.Д. Черняховского:
В шесть утра наша помощница по хозяйству Мария Парамоновна вошла ко мне в комнату и выключила радио. Я сразу проснулась, увидела, что она плачет, поняла, что что-то случилось. Моей первой мыслью было, что несчастье произошло с мамой Анастасией Григорьевной. Мы как раз ждали ее, она должна была приехать с фронта. Когда мы летали к отцу, нас до определенного места провожали истребители, потому что мы могли попасть под обстрел. И сначала я подумала, что что-то случилось с самолетом, в котором летела мама. Я стала допытываться, но Мария Парамоновна сказала: "Нет-нет, все в порядке, спи". Что что-то произошло с папой даже не приходило мне в голову. Он бывал в таких переделках - пулей пробивало плащи, шинель, фуражку - но ни разу не был даже ранен. Позже я вышла из комнаты, и увидела, что у нас сидит представитель Главного политического управления. Он сказал: "Собирайтесь. Вы полетите в Вильнюс". Как? Почему? Потом стало ясно, что отец погиб, что Сталин приказал похоронить его в Литве. Я помню, что на прощании был чуть ли не весь Вильнюс. Солдаты в почетном карауле плакали.