Новости

19.02.2016 10:02
Рубрика: Культура

Церетели прислал в Воронеж картины от депрессии

Текст: (Воронеж)
 Фото: Илья Питалев / РИА Новости www.ria.ru
Фото:
Персональная выставка знаменитого художника Зураба Церетели открылась в воронежском областном музее имени И. Крамского. Десятки произведений, созданных в последние годы, заняли два этажа. На фоне кризиса, авитаминоза и всесезонной русской хандры жизнелюбие Церетели особенно бросается в глаза. Как выразились коллеги мастера, "его искусство обнадеживает".

В экспозицию вошли декоративные работы в любимых техниках Церетели - живопись, графика, скульптура и эмаль. Картины маслом, размашистыми мазками - охапки садовых цветов (каждый размером с голову), ковры подсолнухов, "одушевленные" коты и собаки, мощные фигуры людей. Объятия, сплетения, натюрморты в подарок (в серии "Моим друзьям" Церетели что только не презентует - и гигантские фрукты, и ботинки, и таксу…), немного сюра (на полотне "Тата и Квака" за спиной у женщины маячит нечто в костюме лягушки).

Прямо у входа - для тех, кто не очень хорошо знаком с церетелиевским творчеством - скульптура "Мои любимые художники": Шагал, Модильяни, Пикассо, Матисс и Ван Гог. Чуть поодаль еще одна подсказка - фигуры примитивистов Нико Пиросмани и Анри Руссо. Этажом выше выстроились в ряд простые металлические горожане с грустными и лукавыми грузинскими физиономиями.

"Листы из альбома" (шелкография) представляют автора как незаурядного графика, энергично, даже страстно схватывающего обыденное. Блестящие, словно налитые соком объемные эмали - как продолжателя древней традиции. На панно все те же кочующие герои: влюбленные и клоуны, шарманщик и винодел, петухи и подсолнухи. У людей Церетели нет нарочито красивых лиц. У них мясистые щеки, большие грубые руки и стопы. Они ничего и не делают особенного - нюхают цветы, смотрят друг на друга телячьими глазами да раздумывают о чем-то.

- Церетели - человек-планета, его не с кем сравнить. Его вроде бы прикладные вещи по мастерству, по технике исполнения демонстрируют размах, достойный эпохи Возрождения, - отметил директор воронежского художественного училища Сергей Гулевский.

На вернисаже публика слегка ошалела от буйства красок: почти всегда чистых, не приглушенных, сгустками набросанных на холст. Некоторые посетительницы, выбирая ракурс для селфи, норовили распластаться на полотнах в совсем не музейных позах.

- Мне кажется, искусство Церетели обнадеживает. Сейчас много "погребальных" выставок: все мрачно, уныло, плохо, война, всемирный кризис и так далее. Это обескураживает зрителя. Та же тенденция частично прослеживается и в музыке, и в литературе. А Церетели излучает оптимизм, - добавил народный художник России, академик Олег Савостюк. - На мой взгляд, умение заражать силой, верой в идеалы должно быть у любого творца. Зураб Константинович - художник взрывной. Он не мямлит в своих работах. Посмотрев на них, хочется идти и созидать. На мой взгляд, Церетели входит в десятку крупнейших художников мира. Для Воронежа это событие равнозначно нашумевшей выставке Серова в Москве.

Выставка Зураба Церетели в Воронеже продлится до 20 марта. Билет стоит 200 рублей (для льготных категорий посетителей - 150).

Адрес областного художественного музея имени И. Крамского: Воронеж, проспект Революции, 18. График: ср - вс с 10 до 18 часов, пт с 11 до 18, последний четверг месяца - с 12 до 20. Касса прекращает работу за 45 минут до закрытия музея. Телефон для справок: (473) 255-38-67.

Прямая речь

Олег Савостюк, народный художник РФ, академик Российской академии художеств:

- Церетели - явление. У него интересная школа. В Тбилиси от великолепных живописцев и графиков он получил основу - понимание коренного грузинского искусства. Живя во Франции, некоторое время учился у Пикассо. В России общался с замечательными скульпторами и полюбил русскую традицию. Его творчество удивительно разнообразно!

Ольга Рябчикова, искусствовед, заведующий экспозиционным отделом воронежского художественного музея имени И. Крамского:

- Глядя на картины Церетели, кто-то скажет: "Ой, ну и я так могу". Его живопись не академическая, а декоративная. Но ее "красивость" и простота - кажущаяся. Мастер наследует традиции народного искусства Грузии. Здесь символичен и цвет (обязательно яркий!), и характерные образы (собака, кошка, птица, цветок), и сама идея нераздельного существования природы и человека. Неслучайна на выставке скульптура "Пиросмани и Руссо": любимые художники Церетели - примитивисты, самоучки. Неслучайно расположены рядом графические листы и эмалевые картины - там же одни образы. Это все впечатления детства, герои детства (продавец сыра, обувщик, уличный музыкант), которые в эмали обретают "плоть".

Последние новости