В Брюсселе, скорее всего, соберутся все заинтересованные стороны - европейские представители, украинские и российские. В состав группы вошли и представители сопредельных государств черноморского региона. Участие Европейского агентства по авиационной безопасности (Евроконтроль) в работе Целевой группы ИКАО не предусматривается, отмечают в Росавиации.
Россия настаивает на выполнении международного права, в частности, рекомендаций ИКАО. В них говорится, что в интересах международной гражданской авиации должны применяться подходы, в основе которых лежит учет только технических возможностей и ресурсов, позволяющих гарантированно обеспечить безопасное и эффективное аэронавигационное обслуживание в том или ином сегменте международного воздушного пространства с исключением политических аспектов и отдельно взятых экономических интересов.
Росавиация призывает EASA не принимать поспешных решений и не выдавать желаемое за действительность. Сейчас стороны не могут договориться, кто именно должен вести самолет над Крымом. Европейские авиавласти считают, что это должны делать украинские диспетчеры. Но в Симферополе есть современный российский центр управления полетами.
Европейское агентство по безопасности полетов, не дожидаясь переговоров на площадке ИКАО, выпустило свой информационный бюллетень по безопасности, где есть пункт и о полетах над Крымом.
Сразу появилась информация о разрешении на полеты по двум маршрутам в районе Симферополя со ссылкой на Wall Street Journal. Но мининфраструктуры Украины заявило, что Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) не сообщало о восстановлении авиамаршрутов, пролегающих над Крымом, а рекомендовало два маршрута над Черным морем.
В Росавиации изучили бюллетень EASA. "Очевидно, что рекомендация EASA является сугубо политически мотивированным решением, которое совершенно не отражает реальных технических возможностей украинских диспетчерских центров и создает угрозу безопасности полетов в данном регионе. Политизированные решения не должны подменять принципов безопасности полетов", - считают в российском ведомстве.
"В своем бюллетене EASA предлагает авиакомпаниям ЕС и их пассажирам выполнять несогласованные полеты на свой страх и риск. Более чем странная позиция для агентства по безопасности", - отмечается в сообщении Росавиации.
EASA - это агентство Европейского Союза, в задачи которого входит обеспечение безопасности полетов авиаперевозчиков ЕС, а не публикация ангажированных сообщений по вопросам, не имеющим к этой организации никакого отношения. Но начиная с октября прошлого года агентство постоянно дезинформирует авиавласти и авиакомпании Евросоюза о ситуации с организацией воздушного движения над Крымом, считают в Росавиации.
Организация призывает авиакомпании ЕС выполнять полеты по воздушным трассам L851 и M856 под контролем украинских диспетчеров. Но эти трассы входят в зону ответственности российских диспетчеров Симферополя. "Российская сторона не согласовывала заявление EASA и не планирует передавать управление воздушным движением в РПИ Симферополь украинским диспетчерам", - подчеркнули в Росавиации.
Делая заявления о полетах над Крымом, EASA цинично добивается получения доходов украинским аэронавигационным провайдером любым способом, даже рискуя безопасностью полетов в нарушение всех мыслимых решений ИКАО, считают российские авиавласти. Украинский пункт управления полетами находится на значительном удалении от Крыма и технически с него очень сложно детально следить за пролетом гражданских судов над Крымом, отмечают эксперты.
Можно сказать, что заявление EASA идет вразрез с решением ИКАО о созыве специальной Целевой группы ИКАО по Черному морю (BSTF) в целях выработки координационного механизма для нахождения оперативных и технических решений для возобновления безопасных полётов международной гражданской авиации в воздушном пространстве над Крымом, считают в Росавиации.
Переговоры в различном формате по возобновлению полетов над Крымом проходили и в 2014, и в 2015 годах, их целью было вернуть европейским компаниям возможность полетов над Крымом, отметил в беседе с "РГ" исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. У каждой стороны свои требования по отношению друг к другу, не только противоречивые, но и неприменимые. Однако, несмотря ни на что, было бы не правильно, если бы из-за этого страдали европейские перевозки, добавил он.
Запрет полетов над Крымом в большей степени касается европейских перевозчиков и наших авиакомпаний, которые осуществляют рейсы в города ЕС. Азиатские авиакомпании выполняют транзитные полеты над Крымом. Они летят над Симферополем из Европы в Юго-Восточную Азию и обратно, вместо того, чтобы делать крюк через территорию Турции. Для авиакомпаний это достаточно ощутимая экономия, подтвердили "РГ" эксперты в сфере аэронавигации.
Когда Европейская организация по безопасности аэронавигации (Евроконтроль) запретила полеты в Крым в апреле 2014 года, отрасль отреагировала изменением схем полетов, возникла перегруженность турецкого сектора. Именно он взял на себя отчасти крымский транзит (порядка 70 процентов), остальное пришлось на ростовский сектор, отметил Олег Пантелеев. Если сравнивать риски на авиамаршрутах в Крыму и перегруженных магистралях Турции, а также прибавить к этому увеличение времени полетов, то перевозчики, конечно, заинтересованы в крымских трассах, отметил эксперт.
"Сейчас объем авиаперевозок в мире в целом растет, и достаточно высокими темпами, - сказал он. - Стимулируется рост, в том числе, снижением нефтяных цен", - добавил Пантелеев.
Подписывайтесь на основные новости "РГ" в Telegram telegram.me/rgrunews