Сергей Дмитриевич, растет ли кривая преступности в период кризиса? Больше ли становится имущественных преступлений?
Сергей Воробьев: Посмотрим статистику. На 11 процентов увеличилось общее число преступлений как в стране, так и в Южном округе. Но рост идет не числа убийств или насильственных преступлений, а преступлений против собственности, в частности, краж (15 процентов), мошенничества (19 процентов). В то же время в округе незначительно уменьшилось количество разбоев и грабежей.
Преступник стал хитрее, изворотливее, не напрямую идет на разбой или грабеж, а пытается изъять деньги другими способами.
Сегодня увеличиваются долги по зарплате. Органы прокуратуры оперативно реагируют на выявленные нарушения закона. Их было в прошлом году более 50 тысяч, удалось добиться выплаты 1,7 миллиарда рублей. При этом реальная задолженность в округе выше официально учитываемой. Около ста руководителей предприятий мы привлекли только за непредставление сведений о просрочке выплат.
Еще пару лет назад приводились цифры, что почти половина преступлений не раскрывается. Какова раскрываемость сейчас?
Сергей Воробьев: По итогам прошлого года в округе 45,5 процента преступлений остаются нераскрытыми. Самая грустная картина - в Ростовской области, где "глухарями" зависают 49,5 процента (против 48,6 в 2014-м) преступлений, практически каждое второе. Самая лучшая ситуация в Астраханской области, где раскрыто 73 процента зарегистрированных преступлений.
Повлиял ли на криминогенную обстановку рост миграции?
Сергей Воробьев: Вопреки опасениям незначительно. Тем не менее спецслужбы не теряют бдительности.
В 2015 году число иностранных граждан и лиц без гражданства, въехавших в страну, увеличилось на 9 процентов, до 2,7 миллиона человек. Больше иностранцев обустроилось в регионах округа для проживания, прежде всего в Краснодарском крае, где на учет постановлено 49,5 процента всех иностранцев, а также в Ростовской (21,6) и Волгоградской областях (14,8).
Наблюдаются процессы внутренней миграции, анализ которой свидетельствует о наличии в округе сложности социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в среду местного населения. Возникали проблемы при использовании мигрантами земель, в том числе пастбищных, ими нарушались требования законодательства о личном подсобном хозяйстве.
Прокурорами в округе пресечено множество случаев массовой регистрации иностранцев по одному адресу. Выявлено свыше 200 так называемых резиновых квартир, в которых фиктивно зарегистрировано более 3,5 тысячи мигрантов. Возбуждены и расследуются уголовные дела.
Вместе с тем ситуация под контролем. Нарушения законодательства незамедлительно пресекаются, значимых межнациональных конфликтов удалось не допустить.
Как сказалось ужесточение наказания за взятки, может, наконец меньше стали брать и вымогать?
Сергей Воробьев: Все равно берут. Число выявленных преступлений коррупционной направленности немного увеличилось (на 1,4 процента). При этом на 26,1 процента выросло количество задокументированных фактов взяточничества, на 42,2 процента больше случаев получения взятки. При этом мы все знаем, что преступность в этой сфере отличается высокой латентностью, так что эти цифры не отражают ее реальных масштабов. Как показала практика, ужесточение наказания не всегда останавливает нечистых на руку чиновников. Приведу пример. В прошлом году мною направлено в суд уголовное дело в отношении судьи Арбитражного суда Краснодарского края Сергея Русова, который получил взятку в размере 20 миллионов рублей за принятие по делу "нужного" решения. В январе Верховный суд назначил ему наказание в виде 9 лет лишения свободы со штрафом в размере 200 миллионов рублей. Отбывать наказание он будет в исправительной колонии строгого режима. Таких примеров предостаточно. Но, видимо, каждый думает, что закон написан не для него.
Назовите самые громкие коррупционные дела года. Сколько всего должностных лиц осуждено? Какие самые коррупциогенные места?
Сергей Воробьев: В 2015 году судами округа обвинительный приговор вынесен в отношении 1404 коррупционеров. Осуждено 114 должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, 15 депутатов, 178 работников правоохранительных органов. Наиболее подвержены коррупции в округе правоотношения в сфере землепользования и градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства, распоряжения имуществом и бюджетными средствами. Многочисленны факты хищения в процессе размещения государственных и муниципальных заказов.
В частности, в сентябре 2015 года мною направлено в суд уголовное дело в отношении бывшего и. о. руководителя управления Росаккредитации по ЮФО, СКФО и КФО. Он обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями, служебном подлоге и растрате. Чиновник от лица управления Росаккредитации заключил с аффилированными с ним хозяйствующими субъектами два государственных контракта на автотранспортное обслуживание по заведомо завышенным ценам, ограничил конкуренцию, совершил подлог протоколов заседаний единой комиссии управления. Дело сейчас рассматривает Ленинский районный суд Ростова-на-Дону.
Основная задача прокуроров - защита прав граждан. Прокуратура - фактически единственный орган, который бесплатно на высоком профессиональном уровне оказывает юридическую помощь ветеранам, инвалидам, детям-сиротам, добивается выплаты зарплаты...
Сергей Воробьев: Чтобы решить вал вопросов в сфере ЖКХ, который обрушился на нас, генеральный прокурор открывал временные приемные, принимали всех граждан до единого, пришлось поднимать огромный пласт застарелых проблем. Сейчас жалоб уже намного меньше. И само их содержание изменилось, это уже не сигналы SOS о рушащейся крыше, а жалобы на качество ремонта. Работаем с обманутыми дольщиками. Если в Краснодаре появились подвижки, то в Ростове до сих пор "подвисли" 23 дома. Тысячи граждан в округе не могут получить жилье из-за недобросовестных застройщиков.
Всего в 2015 году в округе выявлено свыше 300 тысяч нарушений законов. Прокурорам удалось их устранить, виновных - наказать, возбуждено более 1200 уголовных дел. Проверяем теперь и управляющие компании, недобросовестные управленцы усугубляют проблему неплатежей в ЖКХ. Если посмотреть статистику, то в 2015 году на территории округа зарегистрировано 322 преступления в этой сфере. Треть из них - в Краснодарском крае (107). Размер причиненного преступлениями ущерба составил 969 миллионов рублей, по сравнению с 2014 годом он вырос более чем в два раза.
В каждом регионе свои особенности. В частности, в Сочи в ливневки незаконно подключены канализационные трубы, и все стоки идут прямиком в море. Здесь контрольные органы нацелены на выявление всех таких подключений, специалисты даже ныряли в море, обследовали трубы.
В Ростове вода соответствует требованиям, но некачественная. Занимаемся и этим. И тем, что и такой воды скоро может не стать из-за обмеления Цимлы, потому что никто не чистит Дон и малые реки, которые исчезают на наших глазах.
Сегодня усилен контроль за соцсетями. Как еще вы боретесь с преступлениями экстремистской направленности?
Сергей Воробьев: И лекциями, и профилактикой, и блокированием сайтов. Иногда, на первый взгляд, безобидный сайт, потом там раз призвали к чему-то радикальному, второй раз - переписать историю. В Краснодарском крае, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях пресечены призывы в Интернете ряда лиц к осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых мероприятиях.
В 2015 году по моим требованиям Роскомнадзор заблокировал доступ к 174 информационным ресурсам в Интернете, содержавшим такие призывы.
Какие задачи стоят перед органами прокуратуры в этом году?
Сергей Воробьев: Состояние законности требует от прокуроров мобилизации усилий и принятия дополнительных мер на важнейших направлениях надзорной деятельности с целью защиты прав и законных интересов граждан.
Безусловно, в числе приоритетных для нас будет, в том числе, работа по погашению задолженности по заработной плате, недопущению нарушений прав граждан на бесперебойное предоставление коммунальных услуг, противодействие преступности, обеспечение разумных сроков расследования уголовных дел.
Имеется необходимость в усилении надзора за исполнением законодательства о рассмотрении обращений граждан. Все доводы, изложенные в обращениях, должны тщательно проверяться уполномоченными лицами, особенно об ограничении законных прав граждан.
В этих и других сферах должен быть эффективный прокурорский надзор.