20.02.2016 16:14

Ученые выдвинули новую гипотезу эволюции

Смена магнитных полюсов Земли заставила стремительно эволюционировать ее обитателей, считают ученые из Университета Флориды в США.

Новую гипотезу о причинах эволюции жизни на Земле излагает журнал Science. Полный отчет об исследовании в ближайшее время будет опубликован на страницах специализированного издания Gondwana Research. Ученые считают, что частая смена магнитных полюсов нашей планеты оказала первостепенное влияние на развитие животного мира. В частности, они выдвинули гипотезу о том, что так называемый кембрийский взрыв около 550 миллионов лет назад был вызван именно быстрой сменой магнитного поля.

Она привела к разрушению озонового слоя и притоку ультрафиолетового излучения, вызвавшего массовую гибель фауны. На смену вымершим от радиации гигантским морским существам пришли животные, пережившие непростой период благодаря вынужденной - ведь надо было приспосабливаться к новым условиям - эволюции. У них было не только иное строение тела, но и сложно устроенные глаза. Кроме того, новые животные обзавелись мощными средствами защиты и нападения, такими, например, как зубы, когти и панцири.

Ультрафиолетовое излучение буквально заставило их искать способы защиты. Например, сложное устройство глаз позволило морским обитателям погружаться на ранее недоступные глубины. Другие научились рыть норы и спасаться в них от радиации. Постепенно развились и другие преимущества, позволившие выжить сильнейшим. К слову, научный мир много лет спорит о том, что вызвало кембрийский взрыв. Гипотез выдвинуто немало. Очередная тоже имеет право на существование. Известно, что магнитное поле Земли меняется примерно раз в миллион лет. Однако геологические исследования последних лет, кстати, проведенные и в Уральских горах, доказали, что в эдиакарский период смена полюсов происходила примерно в 20 раз чаще, чем сейчас. Следовательно, она вполне могла послужить первопричиной эволюционного скачка.