Чтобы понять, с каким итогом все мы подошли к этому рубежу, мало дать анализ того, что было достигнуто. Важно подвести и другие итоги: сказать о годами не решаемых проблемах, о причинах сохранения двойных стандартов и живучести методов "холодной войны". И в этой связи - сопоставить события двух последних десятилетий с похожими этапами в истории всего континента. Имею в виду периоды внезапно наступавших "охлаждений" в отношениях между Россией и другими европейскими странами. Предвижу реакцию: а разве можно это сравнивать? Не только можно, а нужно - как минимум для того, чтобы не повторять прошлых ошибок. Необходимо именно сейчас зафиксировать схожие черты в западной политике прежних и нынешней эпох. И не дожидаясь, когда европейские партнеры вновь повернутся к нам лицом (а "оттепель" обязательно придет), задать им пускай неудобные, но принципиальные для нашего общего будущего вопросы. Мы должны вместе разобраться в сложной истории наших отношений, чтобы в будущем ни у кого не было соблазна с прежней легкостью "взбодрить" застарелые споры по чьей-то команде "ату". Ведь после очередного витка антироссийской истерии нормальные связи восстановятся, но вместо разбора ошибок опять будет сделан вид, что ничего особенного не произошло. Нет, произошло...
В течение этого двухлетнего кризиса безопасности мы увидели многое. Не только попытки США "додавить" - с его помощью - сразу два беспрецедентных торгово-экономических соглашения (Трансатлантическое и Транстихоокеанское). И не одно лишь желание Запада нас ослабить, ближе продвинув НАТО к нашим границам и пообещав Украине быструю евроинтеграцию (несмотря на ее обязательства по зоне свободной торговли СНГ). Похоже, что "план" этого нового продвижения состоял из целой суммы политико-экономических и военных целей. Однако без активного участия ключевых европейских политиков он был бы невозможен.
Считаю, что в истории наших отношений этот период едва ли не самый опасный со времен "холодной войны". А провокационные действия США и Евросоюза решали вполне практические задачи. Причем за счет других стран.
Мы теперь ясно отдаем себе в этом отчет. О том же свидетельствуют и слова самих западных политиков, включая бравые рапорты руководства НАТО о его последних успехах. Оказывается, лишь за один прошлый год Североатлантический альянс успел втрое нарастить свои силы реагирования и провести сотни учений, в которых участвовали десятки тысяч военных, авиация и флот. Этим с удовольствием делится сам глава Альянса и радуется втягиванию в него Черногории. Кстати - в обход демократических процедур, без референдума. Он доволен и тем, что страны-члены НАТО перестали сокращать свои военные бюджеты, а непосредственно граничащая с нами Украина, где разразилась настоящая гражданская война, получает "поддержку" с Запада. При всем этом США намерены в четыре раза увеличить расходы на поддержку своих союзников по НАТО.
Подчеркну: подобные "успехи" без оголтелой и лживой антироссийской истерии были бы просто невозможны. Однако руководству Альянса этого мало - там зачем-то собираются создать дополнительное пропагандистское подразделение. А ведь и на самом деле интересно - для чего?..
Что ж, генералы всегда "готовятся к прошлой войне", даже если она информационная. Но что тогда делать с другими их заявлениями: мол, ничего общего вся эта подготовка с периодом "холодной войны" не имеет? Ведь ни США, ни Евросоюз на сбившую российский самолет и вовсю торгующую игиловской нефтью Турцию никаких санкций не налагают, а лишь дальше толкают к конфронтации с Россией. Не обращают внимания даже на официальные оценки ООН, что именно нефтяные доходы служат главной финансовой опорой террористического "Исламского государства".
В ПАСЕ Турцию тоже не критикуют, а ставят ее в число главных плательщиков. При том, что другая структура Совета Европы - Европейский суд по правам человека - называет ее второй в списке стран-нарушителей прав человека за прошлый год.
Попутно замечу, что на украинские антидемократические законы, цензуру в СМИ, облавы и массовые задержания без суда и следствия, практикуемые киевскими силовиками, в структурах Совета Европы по-прежнему не реагируют, лишь иногда и слегка "пожурят". Его Парламентская ассамблея уже два года занята не заботой о международном праве и не поддержанием диалога, а исключительно политикой.
Здесь бы Совету Европы самое время вспомнить о своих уставных целях и указать ПАСЕ на недопустимость их нарушения. Однако руководство Страсбургской организации предпочитает дистанцироваться от вопиющей ситуации в ПАСЕ, а нынешние отношения с Россией называет даже "исключительными". И впрямь исключительные - из общих для Совета Европы правил поведения! Однако о каком уставном равенстве его участников можно говорить, если целая парламентская делегация в Ассамблее поражена в правах именно по политическим мотивам? Подчеркиваю - по политическим, за нашу открытую позицию. Приходится с сожалением констатировать, что в эти два года ПАСЕ - один из ключевых страсбургских институтов - оказалась едва ли не самой одиозной по отношению к России международной структурой.
Пока наша страна спасает мир от террора, а в странах ЕС растет понимание важности диалога с Россией по миграционным и экономическим проблемам - можно лишь в очередной раз подивиться желанию ПАСЕ заниматься не реальными, а надуманными проблемами. И это при том, что с Парламентской ассамблеей ОБСЕ (в венском заседании которой уже завтра будет участвовать наша делегация), как и с Межпарламентским союзом, всеми другими парламентскими ассоциациями, мы два последних года работаем вполне конструктивно. Методы же, которыми пользуется "ручная", управляемая из-за океана Ассамблея в Страсбурге, нам теперь досконально известны. Выдача бюрократических ухищрений за волю государств-членов, написание под диктовку "надсмотрщиков" не основанных ни на каком праве резолюций, подмена этими примитивными бумагами честного обсуждения и игнорирование юридических фактов (включая изложенные в нашем мониторинге новоукраинского законотворчества), наконец, постоянное искажение уставных целей Совета Европы - давно не новость. Зато новым для всей 67-летней истории ПАСЕ стал рекордно длинный срок отсутствия в зале одной из самых многочисленных делегаций - нашей. Хотя и это не мешает членам Ассамблеи как ни в чем не бывало ждать полной уплаты российского взноса и готовить на наши сентябрьские выборы наблюдателей, которых здесь никто не ждет. С какими установками они сюда обычно приезжают - для нас не секрет. Изменятся ли они после прихода нового руководства ПАСЕ?..
Недавно г-н Т. Ягланд сказал, что с вхождением России в Совет Европы это объединение приобрело "панъевропейский" характер. Вынужден уточнить: не приобрело, а обещало приобрести. Еще в 1997 году, с трибуны в Страсбурге, Президент России Б. Ельцин сказал: Совет Европы имеет "все шансы войти в новое столетие обновленным и устремленным в будущее". Но в качестве актуальных проблем выделил попытки "изолировать Россию, поставить ее в неравное положение", практику "двойных стандартов", "дискриминацию российских производителей" и ограничения при выдаче виз россиянам. Говорил он и о проблеме массового безгражданства в современной Европе, выразив надежду, что "этот вопрос будет отрегулирован".
Увы, все это никуда не делось и в Страсбургской организации, и в арсенале всего Запада. Как и 20 лет назад, холодное и горячее у него опять "в одном флаконе"! И "взбалтывается" почти с той же силой, как в начале XX века, когда в Европе накачивалась предвоенная обстановка. Накануне Первой мировой войны - как писал Максимилиан Волошин - европейские народы тоже поначалу "лоснились обилием и общим миролюбьем", но потом "бесы на землю ринулись" и в итоге для всех "безглазые настали времена"...
Есть однако принципиальное отличие нынешних времен от обстоятельств той, вековой, давности. Свою двуличную политику нынешний Запад проводит в условиях, когда Россия уже двадцать лет - член Совета Европы. И даже обвинение ее в "аннексии" Крыма - невзирая на 97% крымчан, которые воспользовались закрепленным в Уставе ООН правом на самоопределение - уже не работает. Никакие подобные приемы не сгладят теперь вину западных политиков за раскручивание в новом, XXI веке, самой беззастенчивой за всю историю наших отношений пропагандистской спирали.
Мы это забыть вряд ли сможем. Как не простят своим лидерам столь откровенной лжи и потерь от незаконных санкций сами европейские народы. Думаю, они напомнят им и про обман с планами строительства Большой Европы. Провал здесь связан с центробежными тенденциями уже внутри самого Евросоюза, явно перестаравшегося с отъемом суверенитета у его участников. А недовольных - все больше. Одно только требование Великобритании вернуть полномочия национальным парламентам о многом говорит.
Итог двух лет бессмысленной конфронтации - налицо. Она ослабила все страны, традиционно называемые цивилизованными, а национализм и терроризм практически везде подняли голову. И лишь слепой не видит, что под угрозой оказалась сама демократия. Причем главный вызов ей сейчас бросают массовая нищета, воинствующая безграмотность и мракобесие.
Совершенно очевидно, что Россия как страна с традиционно высоким уровнем образования и культуры - это ближайший и естественный союзник европейских стран в деле восстановления верховенства права, гражданских свобод и ценностей гуманизма. Достаточно прочесть нашу Конституцию и вспомнить историю, чтобы это понять. И увидеть наш уникальный опыт достижения межнациональной гармонии и межкультурного диалога, к которому лишь сейчас и запоздало призывает Европарламент, перепуганный волнами мигрантов.
Наши партнеры одним махом поставили под удар все общие достижения последних 20 лет - гармонизацию правовых систем и созданные площадки для политического диалога, взаимное доверие, рост туризма, небывало тесное культурное и экономическое сотрудничество, добавившее конкурентоспособности всей Европе.
Поэтому не устану говорить своим европейским коллегам: прекратите искать врага там, где его нет, а обратите взоры туда, откуда идет угроза самим фундаментальным общечеловеческим ценностям. В такое время мы просто обязаны быть вместе. Не должны позволить темным силам обескровить наш континент, поддавшись чьим-то односторонним планам и неуемной жажде обогащения. Цена вопроса слишком высока. И это - сами основы человеческой цивилизации.
Вот почему истинные демократы и поборники правового государства должны уже перестать соревноваться друг с другом в казуистике и не выискивать новые поводы для конфронтации, а всерьез позаботиться о том, чтобы не "выплеснуть вместе с водой ребенка". Должны сохранить наш, с таким трудом достигнутый, опыт двадцатилетнего сближения.
Это надо сделать во имя благополучия Европы, всех ее народов. Во имя новых поколений, которым не нужны старые споры и фобии прежних веков. Наш общий континент должен быть, наконец, избавлен от этого тяжелого наследия.