Не удивляйтесь, если на перроне, причале или трапе самолета вас встретят не только проводники или стюарды, но и два - три сотрудника полиции вместе с работниками транспортного предприятия. Именно в этом и заключается суть предложений двух министерств - создание совместных специальных посадочных групп. Каждая такая группа, состоящая из оперативников и транспортников, должна обеспечить посадку и высадку пассажиров. Нет, они не будут тщательно осматривать каждого пасажира, проверять у них документы - все эти процедуры выполнят уже существующие посты. Спецгруппы будут "заточены" на другое - экстремальные ситуации. Особенно это важно, если в путь отправляются многочисленные коллективы - например, туристы, спортивные команды и болельщики, дети. Полицейская статистика утверждает, что подавляющее число преступлений, несчастных случаев и аварий на транспорте происходит во время посадки-высадки, загрузки-погрузки. Именно в этот момент в поезд, на борт самолета или парома могут проникнуть преступники, пронести оружие, взрывчатку или наркотики. А во время суеты, когда люди занимают свои места, заносят багаж, прощаются с провожающими, происходит большинство краж и даже ограблений.
Вот тут и должны, по замыслу, сыграть свою роль новые посадочные спецгруппы. По мнению экспертов, скорость реакции на любые происшествия возрастет в разы - сотрудники полиции и транспорта не станут тратить драгоценное время на всевозможные межведомственные бюрократические согласования и организацию взаимодействия. А с первых же секунд начнут либо задерживать преступника, либо оказывать помощь пассажирам, попавшим в беду, либо ликвидировать поломку, обезвреживать взрывное устройство - то есть делать все, чтобы путешествие оказалось спокойным и безопасным.
Кстати, это уже не первый совместный "транспортный" документ. Три ведомства - МВД, ФСБ и минтранс - издали перечень, где перечислили все опасности, которые угрожают транспортной инфраструктуре России. Этот документ можно читать как детектив - в нем подробно описаны девять сценариев, по которым могут развиваться чрезвычайные ситуации.
Среди них - и угроза силового захвата транспортного объекта, и возможность его разрушения, например, подрыва, угрозы химической или биологической атаки и даже радиоактивного заражения. Есть в документе и необычный для спецслужб нюанс - предусмотрены угрозы постороннего вмешательства в работу самолета, поезда, речного или морского судна, вокзала или аэропорта. Обычно в технические аспекты люди в погонах не вникают - для этого есть узкие, так сказать, специалисты. Но после теракта в Домодедово в январе 2011 года пришло понимание, что все подробности возможных диверсий - захват заложников, минирование, шантаж, демонтаж оборудования - надо объединять. В продолжение и развитие этой темы и нужны объединенные посадочные спецгруппы, в которые включены профессионалы по всем профилям - военные, и гражданские.
По сути, новый совместный приказ двух министерств - исполнение Указа президента России N 403. Была разработана и утверждена Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, по которой выделено 1,8 миллиарда рублей.
Справка "РГ"
Транспортная полиция обслуживает 16 железных дорог, 18 межрегиональных и территориальных управлений гражданской авиации, 10 морских и 25 речных пароходств, 18 государственных бассейновых управлений речного транспорта. Протяженность обслуживаемых железнодорожных путей составляет более 85 тысяч километров. В зоне контроля находятся 176 аэропортов, в том числе 72 международных, 72 морских и 128 речных портов.