Петр Налич написал музыку к "Обыкновенному чуду" Евгения Шварца

В Пермском театре юного зрителя поставили "Обыкновенное чудо" по пьесе Евгения Шварца. Музыку к этому спектаклю написал популярный певец и композитор Петр Налич.

Действие "сказки о влюбленном медведе" в версии главного режиссера ТЮЗа Максима Соколова начинается в обстановке современной квартиры, где и проживают Хозяин с Хозяйкой. В одно мгновенье стены многоэтажки раздвигаются, и сначала материализуется очеловеченный Медведь, - сцена его выхода из ванны выглядит жутковато, больше напоминая рождение монстра в лаборатории Франкенштейна, - потом заявляются эксцентричный Король с дочерью, капризной Принцессой, и всеми их министрами. И разворачивается печальная и трогательная история, которая в сознании большинства публики неотрывна от одноименного музыкального телефильма Марка Захарова (кстати, начинавшего театральную карьеру в Перми).

Недавно ставший пермяком Максим Соколов, берясь за сюжет, конечно, предполагал, что сравнивать будут прежде всего "с кино". Фильму Захарова место в золотом фонде отечественного кинематографа кроме блистательного созвездия актеров, безусловно, обеспечила и музыка, песни Геннадия Гладкова на стихи Юлия Кима.

Соколов пригласил Петра Налича, выйдя на него в социальной сети. Тот откликнулся не задумываясь, хотя на момент предложения, по его собственным покаянным словам, не читал Шварца, а о сюжете судил по той же киноленте.

Взялся же за работу музыкант (участник Евровидения 2010 года), уже прочитав и "Обыкновенное чудо", и другие пьесы драматурга. Сначала Налич думал создать лишь музыкальный "фон". Но записал и вокальные номера.

В частности, композитор положил на музыку известное стихотворение "Жираф" Николая Гумилева. Все ведь помнят эти строки: "Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд/ И руки особенно тонки, колени обняв./ Послушай: далёко, далёко, на озере Чад/ Изысканный бродит жираф"...

Сам же Налич и спел Гумилева - эта новая песня звучит в прологе.

- Действие пьесы Шварца не привязано к конкретной исторической эпохе, оно развивается в пространстве вне времени, - говорит Налич. - Его музыкальное насыщение могло быть таким, как сделал Гладков, а могло предстать рок-оперой, характерной для семидесятых. Могло быть в стиле "Фигаро" из золотого века Вены, а могло стать атональной додекафонией в духе, скажем, Альбана Берга. Вот и у нас получилось смешение всех стилей. Авторитеты надо мной не довлели... Хотя, конечно, вначале страшно было браться за текст. Особенно такой, который все читали (улыбается)...

Музыку к "Обыкновенному чуду" Налич предполагает выпустить на диске, в который будут включены и написанные, но не вошедшие в спектакль номера - разохотившийся композитор написал их больше, чем пригодилось.

Авторы уверяют: лишь приступив к работе, обнаружили, что в 2016 году как раз исполняется 120 лет со дня рождения Евгения Шварца и 60 лет публикации этой его пьесы-сказки (которую драматург, кстати, посвящал жене Екатерине Ивановне). Совпадение сочли знаменательным.