Новости

24.02.2016 20:04
Рубрика: Экономика

Сошлись на перроне

Сибирские регионы готовы софинансировать реконструкцию вокзалов
У сургутян появилась твердая надежда на то, что их железнодорожный вокзал, которому через пару лет исполнится 30, наконец обновят. Тобольский ждал модернизации целых 40 лет, и завершится она, как ожидается, если не в нынешнем, то в следующем году точно. В Тюмени вокзал в прошлом десятилетии капитально реконструировали на протяжении семи лет, но не все задуманное удалось сделать - в ближайшей перспективе работы возобновят.
 Фото: Анатолий Меньшиков/РГ Реконструкция вокзала в Тюмени позволила увеличить его вместимость вдвое. Иначе он не вместил бы растущий поток пассажиров. Фото: Анатолий Меньшиков/РГ
Реконструкция вокзала в Тюмени позволила увеличить его вместимость вдвое. Иначе он не вместил бы растущий поток пассажиров. Фото: Анатолий Меньшиков/РГ

О светлом будущем вокзалов сообщили правительства Югры и Тюменской области. Накануне главы сибирских регионов провели переговоры с руководителем ОАО "РЖД", вместе осмотрели объекты. Образно выражаясь, сошлись на перроне. Основной предмет переговоров, как нетрудно догадаться, - финансы. Железнодорожное ведомство с текущим ремонтом вокзалов справляется, но на капитальный средств не хватает, тем более на новое строительство. Порой бремя затрат берут на себя субъекты Федерации.

Так, самостоятельно обзавелась "нормальным вокзалом" газовая столица страны - Новый Уренгой. Это совмещенный с автостанцией комплекс. Он просторный (общая площадь 24 тысячи квадратов), комфортный, с ярким дизайном. Власти заявляли о планах строительства еще в 1990-х, а красную ленточку разрезали только в 2015-м. Фальстарты следовали один за другим. О начале проектирования и закладке фундамента официально объявлялось четыре раза, о предстоящей сдаче в эксплуатацию - пять! Срок запуска по той или иной причине переносился, в итоге растянулся на три года. Пассажиры довольствовались убогим залом ожидания и нередко в сердцах называли его сараем. Казне "стройка века" обошлась, по нашим сведениям, более чем в два миллиарда рублей, включая целевые поступления от газового концерна. Вокзал в госсобственности, его приватизация вероятна, однако, по расчетам экономистов, содержание убыточно: станция конечная, сравнительно малолюдная - в сутки принимает несколько пассажирских составов, без дотаций не обойтись.

Сравним с Сургутом. В городе, втором по численности населения в тюменском регионе, втрое большем Нового Уренгоя, ключевом транспортном узле Югры площадь вокзала около шести тысяч квадратных метров. Здание еще довольно крепкое, но, деликатно выражаясь, морально совершенно устарело, соответствуя лишь стандартам эпохи развитого социализма. Не пристало иметь такое, считают жители, Сургуту, который по итогам федеральных рейтинговых замеров многократно признавался одним из самых инфраструктурно развитых, социально и экономически успешных индустриальных центров РФ.

В начале этого десятилетия был обнародован проект масштабной реконструкции - с возведением пристроев, автовокзала. В ценах 2012 года она обошлась бы в 2,1 миллиарда рублей, частично расходы брал на себя бюджет. Собственник, железнодорожное ведомство, посчитал затраты непосильными. Правительство Югры продолжало диалог с РЖД, и вот компромисс вроде найден.

Объем реконструкции будет, по всей видимости, скромнее. Правда, цена вопроса не раскрывается. Железнодорожники посулили выделить в ближайшие месяцы 40 миллионов на новый проект. В текущем году на вокзале ничего не изменится, разве что в утешение пассажирам рояль поставят - есть такой замысел у администрации. К непосредственной перестройке приступят в 2017-м. Основная нагрузка на собственника. Если все сложится удачно, к 2019-му Сургут обретет транспортно-пересадочный узел.

- Мы не исключаем вложения бюджетных ресурсов в создание коммунальной инфраструктуры, а затем уже - в вокзальные помещения. Возможно возмещение затрат на обслуживание кредитов, если таковые понадобятся инвестору, - говорит губернатор Югры Наталья Комарова.

Одновременно достигнута договоренность по вокзалу города Пыть-Яха. Здание подлежит сносу, поскольку физически предельно изношено. В отличие от него тобольский вокзал еще долго простоит. Последний внешне освежили, подвели к нему новые коммуникации, остается сменить внутренний интерьер, некоторые предметы которого (торговые витрины, к примеру) достойны отправки в музей. Предстоит сделать удобный переход через пути - с подъемниками для инвалидов. Такой же необходим и в Тюмени, где подземный тоннель обеспечивает выход только на вторую платформу, а к последующим приходится добираться, как и в 70-е годы прошлого века, по не защищенному от ветров и осадков мосту. Другая задача - изменить планировку привокзальной площади, благоустроить ее.

Собственно вокзал в Тюмени после реконструкции отвечает современным требованиям. Вместимость залов ожидания удалось увеличить вдвое, их совокупная площадь составляет сейчас около восьми тысяч квадратов. Вклад региона в поддержку железнодорожной инфраструктуры исчисляется миллиардами рублей. Только с 2003-го по 2007 год из бюджета на ремонт и модернизацию вокзалов направлен 971 миллион. Сотни миллионов ушли на покупку вагонов. Судя по последним известиям из стен областного правительства, оно намерено соучаствовать в организации регулярных рейсов скоростного миниэлектропоезда между Тюменью и Тобольском. Туристов, деловых людей хотят соблазнить "незаметным, всего за два с половиной часа", перемещением между городами в экспрессе с баром и Wi-Fi. Впрочем, сначала надо доделать вокзал в экс-столице Сибири, дабы не было неувязки по времени: сегодня из XXI века путешественник попадает в XX-й.

Экономика Транспорт Общественный транспорт Власть Работа власти Регионы Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Тюменская область УрФО ХМАО