Эксперты советуют бизнесменам ориентироваться на основные потребности населения, развивать бытовые услуги и держать на минимуме цены, что позволит сохранить клиентов в период падения доходов россиян.
Быстрее всего вернуть вложенные средства можно, открыв продуктовый магазин (2,1 года) или туристическую фирму (3 года). Об этом свидетельствует исследование, проведенное компанией "2Б Диалог". Кроме того, продуктовый и туристический бизнес - единственные отрасли, которые позволяют сохранить темпы рентабельности. Супермаркеты, которые приносили в 2013 году 16 процентов дохода, в 2015-м показали 20 процентов.
"Торговля продуктами питания остается рентабельной, так как невозможно сильно снизить потребности в еде и предметах первой необходимости", - считает Дмитрий Липатов, член Экспертного совета по налоговой политике при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве. Статистика крупнейших сетей это подтверждает. Их выручка по итогам января 2016 года выросла в среднем на 15 процентов. "Повышение цен на продукты питания серьезным образом на ретейлерах не сказывается. Безусловно, они несут потери в выручке в валюте, но рублевый рост их минимизирует", - говорит Валентин Островский, руководитель проектов аутсорсинговой компании "Интеркомп".
Рентабельность туристического бизнеса составляет всего 8 процентов, однако эксперты отмечают его большой потенциал. Развитию внутреннего туризма способствует закрытие ряда зарубежных направлений вместе с ростом цен из-за колебаний валют. "Есть стимулы и предпосылки для воссоздания и развития недостающей отечественному отдыху инфраструктуры", - считает Светлана Кудряшева, руководитель программы "МВА-менеджмент туризма и гостеприимства" Института МИРБИС.
Рост малому и среднему бизнесу в 2016 году эксперты предрекают и в группе отраслей, которые последние годы не подвергались спаду. В частности, это ИT-сектор и все, что с ним связано. "Информационный сектор, производство софта, обслуживание ИT-технологий", - перечисляет Дмитрий Несветов, руководитель Комитета по бытовому обслуживанию Московского отделения "ОПОРЫ России".
В 2016 году эксперты также прогнозируют активное развитие сельского хозяйства и агрокомплекса. "Запущены механизмы импортозамещения, сектор поддерживает государство. Кроме того, изменилась ситуация на рынке, искусственным образом ограничена конкуренция, ценовая политика достаточно произвольная, есть платежеспособный спрос", - говорит Несветов.
В 2015 году наиболее рентабельными показали себя хостелы (37 процентов), детские центры (30 процентов) и автомойки (30 процентов). Однако их эксперты не считают перспективными с точки зрения инвестиций. Резко вырос срок окупаемости проектов этих направлений. Так, автомойки и автосервисы окупаются теперь более десяти лет, а еще три года назад на это уходило около года. Вернуть вложения в хостел можно за 6,5 года (вместо 1,3 года в 2013 году).
Наибольшие потери понес аптечный рынок. Аптеки установили антирекорд по окупаемости.
Вложения в этот бизнес удастся вернуть только через 12,9 года вместо 1,4 года в 2013 году. Рентабельность аптек составила всего 8 процентов, в 2014 году она достигала 19 процентов.
"Очевидна тенденция россиян покупать дешевые аналоги дорогих лекарств, более внимательно относиться к покупаемым лекарствам. Привычка переплачивать за бренд уходит", - подчеркивает Валентин Островский.
Проблема фармацевтической отрасли в том, что более чем на 70 процентов она зависит от поставок из-за рубежа. "Государство осуществляет регулирование цен только на жизненно необходимые лекарства", - отмечает эксперт. При таком росте цен и одновременном падении доходов населения Островский прогнозирует дальнейшее падение прибыли этого бизнеса.
В плохие времена предприниматели задумываются о выходе из бизнеса. Но пока продажа основного дела интересует немногих, а вот реализация непрофильных активов становится причиной 58 процентов сделок по продаже компаний.
Переезд на другое местожительство назвали причиной продажи бизнеса 49 процентов респондентов. Каждая пятая компания продается в состоянии, близком к банкротству. Еще 17 процентов бизнесменов не имеют средств на развитие дела и принимают решение найти для него более состоятельных владельцев.