Тарас Николаевич, сколько человек уже пропало от компьютерной игровой зависимости?
Тарас Дудко: По официальным данным, в нашей стране игровой зависимости подвержены около 20 миллионов человек. Но надо понимать: подверженность влиянию - это еще не болезненная зависимость. Существует естественный интерес к игре, особенно среди детей и подростков, или предстадия зависимости - увлеченность с вредными последствиями - личными, семейными, социальными.
По нашим данным, не меньше 300 тысяч россиян страдают игровой зависимостью, или лудоманией. Ее симптомы напоминают наркоманию, а социальные последствия могут быть сокрушительно губительными. Тем более, что лудомания лечится труднее, чем алкоголизм и наркомания вместе взятые, что обусловлено их поздним обращением за врачебной помощью. Вот почему многие исследователи этой проблемы полагают, что компьютеромания и компьютерная игровая зависимость входят в ранг социальных эпидемий.
Cегодня на планете насчитывается до 10% интернетзависимых пользователей. Многие проводят в Cети более 18 часов в день. Еще цифры: 15% людей на планете имеют диагноз "информационный вампиризм", 60% европейцев приравнивают виртуальных друзей к реальным, а 40% американцев почти не выходят из дома - все необходимое они заказывают через Интернет... Мало того, 3% европейцев предпочитает виртуальные браки, а в США каждая 2-я замужняя женщина - "компьютерная вдова". Этот социальный феномен становится характерным и для России. В течение последних 2-3 лет стремительно растет число лиц даже не увлеченных, а больных сетями и Интернетом.
Как относиться к известной фразе из "Игрока" Федора Достоевского: "Стоит только хоть раз выдержать характер, и я в один час могу всю судьбу изменить!"?
Тарас Дудко: Когда у человека израсходован весь физический и психический потенциал на игру, то он уже не в состоянии самостоятельно изменить судьбу. Тем более в лучшую сторону. Зато судьба как бы сама начинает толкать человека на преступление, к лишению семьи, дома и самой жизни.
Но ведь есть какой-то первый шаг к выздоровлению?
Тарас Дудко: Есть. Люди, играя длительное время, теряют чувство меры. Игра превращается в средство компенсации жизненных проблем и получения некоего удовлетворения, что приводит к задержке развития личности, самосознания, самооценки. Надо признаться, в первую очередь самому себе, что ты зависим от азартных игр, благодаря которым возникла масса проблем. И это будет первым шагом на пути к выздоровлению. В России есть группы самопомощи "Анонимные игроки". В основу программы их работы положены принципы все той же самой 12-шаговой программы сообщества, каковыми являются известные всем "Анонимные алкоголики".
Мы знаем, что "утраченные души" вы возвращаете через театральные постановки в своей творческой мастерской в центре имени Сербского. Ваших коллег это увлечение не удивляет, потому что вы еще и племянник великого украинского и советского писателя и кинорежиссера Александра Довженко...
Тарас Дудко: Да, это так. Моя мама - сестра Довженко. Александр Петрович уделял невероятно большое внимание таким эстетическим категориям, как "красивое" "прекрасное", "возвышенное". Именно эти понятия включают здравый смысл, способность оценить и, при необходимости, защититься от пагубных воздействий социума или отдельных деструктивных людей. Психотерапия использует для работы с пациентами эту постоянную связь личности с перечисленными эстетическими категориями.
Вы имеете в виду психотерапию театром?
Тарас Дудко: Более правильным будет назвать - метод терапии творческим самовыражением. Он разработан профессором Марком Евгеньевичем Бурно. Директор нашего центра профессор Зураб Ильич Кекелидзе высоко оценивает применение этого метода, или как вы его назвали "психотерапия театром", с целью изменения мировоззрения и стереотипов поведения зависимых пациентов. Но если раньше это были большей частью наркологические больные, то сейчас все больше приходится сталкиваться с компьютерной зависимостью и компьютерной игровой зависимостью, при которых этот метод очень эффективен.
Тогда все - в театр?
Тарас Дудко: В театр! И это правильно.