- Леонид Анатольевич, до сих пор тревожный сигнал из социальных заведений передается с помощью автоматической системы "Стрелец" - разработки специалистов МЧС. Какова его судьба?
Леонид Беляев: В период 2008-2009 годов произошло несколько пожаров в местах с массовым пребыванием людей, в том числе в учреждениях социальной защиты с маломобильными пациентами. В значительной степени большое число жертв пожаров было обусловлено поздним оповещением подразделений МЧС России о факте возгорания. Президент страны и правительство в целом тогда очень сильно озаботились поиском выхода из сложившейся ситуации.
Для того, чтобы такие случаи не повторялись, в МЧС России была разработана система автоматизированного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных. Она транслировала сигнал о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях. Эта работа была выполнена по госзаказу ВНИИ пожарной охраны МЧС. Комплексу было присвоено условное наименование - ПАК "Стрелец-Мониторинг" и приказом МЧС России N 743 в 2009 году он был принят на вооружение в системе МЧС России.
Этот приказ не рядовой, он затрагивает важнейшие сферы в организации противопожарной охраны по всей стране. Я бы даже сказал, что это ключевой внутренний нормативный документ в сфере организации пожарной защиты на социальных объектах страны.
Но с тех пор прошло достаточно много времени, и за этот период произошло много разных событий, которые в итоге и привели к тому, что в МЧС России приказ N 743 был отменен.
- Это означает, что пожарная сигнализация "Стрелец-Мониторинг" оказалась несовершенной?
Леонид Беляев: В мире ничего, наверное, совершенного нет. Но дело не в этом. "Стрелец-Мониторинг" не сигнализация, а целый программно-аппаратный комплекс и в целом эффективная система. Самое главное - она позволила исключить влияние человеческого фактора в процессе передачи сигналов о пожаре в подразделения пожарной охраны, что, безусловно, положительно сказывается на оперативности и точности прохождения тревожного сигнала. "Стрелец-Мониторинг" - фактически единственная двусторонняя система, которая, так сказать, "общается" с пультом в пожарной части. И доводит сообщение не только о том, что произошло возгорание, но и информирует, в каком именно помещении и на каком этаже оно произошло. Кроме того, система "тревожных" браслетов, которые на ночь могут быть надеты на руку больным или старикам, в случае тревоги вибрацией будит посетителей лечебного заведения. А если больной не встает, то браслет сигнализирует пожарным, где находится обездвиженный больной. Такие же браслеты предусмотрены для самих пожарных, которые идут в огонь. Если нашего бойца завалило и он также оказался обездвижен, то браслеты сообщат и его местоположение. Но это делает систему несколько дороже.
- Но не фактор же дороговизны оказался решающим в отказе от надежной системы сигнализации? Все-таки речь идет о стариках, больных, беспомощных людях.
Леонид Беляев: Конечно, нет. Хотя и этот фактор тоже немаловажный, особенно в современных условиях.
Причина отказа от "Стрельца", можно сказать, вообще не в нас, не в МЧС. Повторюсь, с 2009 года МЧС прилежно закупало по госконтракту и оснащало социальные объекты страны этим комплексом. Но практически с самого момента принятия его на вооружение возникли претензии у российского антимонопольного органа. ФАС посчитала, что "Стрелец" нарушает принципы свободной конкуренции на рынке. Поэтому другие производители противопожарных систем, особенно более дешевых, по мнению ФАС, оказались ущемленными в правах. Приказ МЧС России о внедрении "Стрельца" мешал им пробиться на рынок противопожарных услуг и не позволял руководству социальных заведений в регионах засматриваться на другие аналогичные конкурирующие системы и закупать более дешевые образцы.
- Суть претензий понятна - ваше ведомство обеспечило "Стрельцу-Мониторингу", как исключительной собственности МЧС, монопольное положение на рынке противопожарных услуг. Но насколько вообще применимо и этично говорить о рынке и конкуренции, когда речь идет о спасении людей?
Леонид Беляев: ФАС в ходе многочисленных и многолетних судов с производителем комплекса "Стрелец-Мониторинг" последовательно отстаивала позицию о том, что поскольку мы живем в условиях рыночной экономики, то и в этом сегменте услуг для социальных объектов также есть рынок. Точнее, он должен быть. Так предписывает закон. И не должно быть вертикально интегрированных картельных сговоров, нравится это кому-то или не нравится.
К тому же за эти годы спрос на такие системы значительно возрос и рынок предоставления соответствующих услуг и продукции стал стремительно развиваться. Появились новые, более совершенные модели и оборудование.
В сложившейся ситуации принятое в 2009 году решение о принятии на снабжение аппаратного комплекса "Стрелец-Мониторинг" могло привести к созданию монопольного положения на рынке оказания услуг в области пожарной безопасности, а также к препятствиям для внедрения иных систем. Поэтому, в целях соблюдения законодательства о защите конкуренции, а также повышения уровня пожарной безопасности объектов путем внедрения инновационных систем, приказ МЧС России о внедрении "Стрельца" был отменен.
- И что дальше? Не приведет ли отказ от действующей системы сигнализации к тому, что школы, больницы, интернаты окажутся незащищенными?
Леонид Беляев: Отмена приказа не является основанием для прекращения эксплуатации поставленного в подразделения ФПС МЧС России оборудования. Оно будет использоваться до окончания установленного срока службы. При этом будет значительно расширен доступ на рынок противопожарных услуг для широкого круга организаций, имеющих лицензию на соответствующий вид деятельности. И обеспечена возможность внедрения альтернативного сертифицированного оборудования.
Создаваемые условия для конкуренции между участниками рынка позволят оптимизировать цены на услуги и стоимость оборудования, что, в свою очередь, обеспечит экономию бюджетов всех уровней. При этом уровень противопожарной защиты объектов не понизится. Прежними останутся и контроль за соблюдением лицензионных требований, и процедуры подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.
Виктор Кривошонок, ветеран пожарной охраны, генерал-майор внутренней службы в отставке:
Глава МЧС Владимир Пучков подписал приказ N 35 о признании утратившим силу приказа МЧС России N 743 от 28.12.2009 г., которым программно-аппаратный комплекс (ПАК) "Стрелец-Мониторинг" был принят на снабжение. Как следует из преамбулы приказа, основным мотивом для принятия такого решения послужила необходимость создания конкуренции при закупках специализированной противопожарной техники в системе МЧС.
"Стрелец-Мониторинг" разработан МЧС по поручениям президента в 2009 году после пожара в интернате в Республике Коми, на котором погибли 23 человека. Комплекс, получивший высокую оценку от руководства страны, с 2009 по 2015 годы был развернут в подразделениях пожарной охраны, прикрывающих порядка 90% городов и крупных населенных пунктов страны. Никто не ожидал, что с таким трудом созданная система автоматического вызова пожарных подразделений в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты будет разрушаться. Особенно после того, как МЧС удалось доказать необоснованность претензий антимонопольной службы в нарушении конкуренции. Не говоря уже о том, что ФАС не должна вмешиваться во внутреннюю деятельность МЧС.
"Стрелец-Мониторинг" не является товаром, изъят из гражданского оборота и не относится к компетенции ФАС. И порядок подключения объектов - исключительная компетенция МЧС России.
Отмена приказа N 743 является основанием для прекращения эксплуатации поставленного в подразделения МЧС России ПАК "Стрелец-Мониторинг". Фактически это означает обязанность подразделений МЧС в кратчайшие сроки демонтировать ПАК "Стрелец-Мониторинг", поскольку снятие спецоборудования со снабжения подразумевает недопустимость выделения бюджетных средств на его техническое обслуживание. Следовательно, личный состав дежурно-диспетчерских служб не сможет принимать и отрабатывать тревожные сигналы от объектов защиты. А это более чем 60 000 дошкольных и школьных учреждений, организаций здравоохранения и социальной защиты.
С 2009 года на установку "Стрельца", который доказал свою эффективность, снизив смертность на социально-значимых объектах в 14 раз, затрачено порядка 3,5 млрд рублей из бюджетов всех уровней. Фактически после демонтажа соцобъекты страны останутся неприкрытыми. Как и на какие деньги будет дальше защищаться жизнь и здоровье социально незащищенных слоев населения?
В п. 2 приказа N 35 подразделениям МЧС предлагается срочно разработать новый способ передачи извещений о пожаре в пожарную часть. Сегодня этот способ один - напрямую от объекта в подразделение пожарной охраны в автоматическом режиме на специальном канале связи. Только так возможно предотвратить массовую гибель людей на пожаре, это, собственно, то, ради чего создавался программно-аппаратный комплекс "Стрелец-Мониторинг". Этот способ передачи извещений о пожаре не может быть изменен, независимо от того оборудования, которое будет использовать МЧС России.
Ввод транслирующих организаций в технологическую схему приема/передачи сигнала о пожаре, т.е. фирм-прокладок, ведет к тем последствиям, которые произошли в психоневрологическом диспансере в Воронежской области. При нахождении пожарной части всего в 700 метрах от диспансера погибли 23 человека, поскольку сигнал о пожаре поступил на оборудование посредника, а не в подразделение пожарной охраны.
Согласно п. 3 приказа N 35 передача сигнала о пожаре теперь должна будет осуществляться с использованием систем различных производителей. Отныне МЧС России сможет использовать все системы, которые только есть в природе. В отличие от этих систем "Стрелец-Мониторинг" является практически единственной системой, соответствующей необходимым требованиям, в частности, имеет двухсторонний обмен информацией, маршрутизацию и т.д.
И совсем непонятно, что мешало действующим сегодня на рынке производителям аналогичных систем производить "Стрельца", участвуя в конкурсных процедурах? Ведь ПАК "Стрелец-Мониторинг" - это всего лишь технические требования, которые не являются секретными.
Кроме того, специализированное противопожарное оборудование может закупаться в рамках государственного оборонного заказа либо по федеральным целевым программам, утвержденным правительством РФ. Каким образом и за счет каких средств будут происходить закупки оборудования для пожарных частей? На сегодня нет ни одной системы, принятой на снабжение, а значит, любые закупки - нецелевое использование бюджетных средств. Сколько в пожарных частях будет стоять приемных пультов: один, два, десять? Кто за все будет платить? Ведь на сегодняшний день в России реализуется более 17 систем.
Необходимо понимать, что применение в подразделениях МЧС различных систем передачи информации может привести к негативным последствиям, которые никем официально не просчитаны. Достаточно вспомнить недавний пожар в общежитии в Смоленской области, где сигнал о пожаре выводился в пожарную часть с помощью другой системы, допущенной к эксплуатации исключительно из-за ее дешевизны. Таким образом, надуманная конкуренция стоила жизни 2 индийским студенткам.
Также не надо забывать, что на базе "Стрельца" создана система оповещения населения "Радиоволна". И как теперь исполнять соответствующий Указ президента о создании системы оповещения населения?
Радиосистема "Стрелец-Мониторинг" функционирует на специальном канале связи, выделенном минобороны. После снятия со снабжения "Стрельца" канал связи подлежит изъятию. Так как никакие иные системы не могут работать на сетях связи спецназначения. То есть придется использовать коммерческие каналы GSM, Интернет и др. Однако использование коммерческих каналов связи предполагает не только введение посредника в схему передачи извещений о пожаре, но и передачу сигнала на платной основе.
В таком случае оплату этих каналов связи обязано производить МЧС России из федерального бюджета. Сейчас вызов экстренных оперативных служб бесплатный. Ежемесячно оплата за пользование услугами операторов связи составляет от 300 до 500 рублей с одного объекта защиты. Учитывая, что в России вывод сигналов о пожаре должен быть обеспечен со 110 000 объектов, путем несложных арифметических действий можно подсчитать, что из бюджета придется оплачивать услуги операторов связи в размере 33 миллионов рублей в месяц. За что платить бюджетные деньги?
Возникает вопрос: если при использовании в передаче сигнала о пожаре от операторов связи нет никаких гарантий, что сигнал дойдет, то стоит ли вообще обогащать производителей, которые не находят сбыта своей продукции, и сомнительные коммерческие фирмы за счет российского бюджета?