Прежде прогноз при РС был крайне неблагоприятным, пациенты быстро становились инвалидами, срок их жизни сокращался. К сожалению, это по большей части совсем молодые люди. И то, что они теряли трудоспособность, а нередко нуждались и в посторонней помощи, становилось огромной проблемой для их семей и общества в целом, приводило к большим расходам на оказание помощи этим больным и их семьям. Однако за последние 20 лет ситуация значительно изменилась. Новые высокоэффективные препараты позволяют пациентам годами сохранять оптимальную работоспособность и высокое качество жизни.
Сегодня мировая медицина уделяет большое внимание этому заболеванию, поскольку число пациентов неуклонно растет практически во всех странах. По данным всемирного общества больных РС (IFMSS) в 2000 году в мире было 1,5 млн таких пациентов, в 2010 году - уже 2 млн, а в 2013-м - 2,3 млн, то есть только за последние три года их количество увеличилось на 15%. В России сейчас насчитывается более 150 тыс. пациентов с этим диагнозом, только в Москве - около 7 тысяч.
Основными причинами роста числа больных являются улучшение качества диагностики и появившиеся возможности эффективного лечения. Это позволяет значительно раньше ставить диагноз и замедлять необратимые неврологические изменения. А чем раньше мы ставим точный диагноз и чем лучше лечим своих пациентов, тем дольше они живут и тем больше их в популяции. Но во многих регионах мира отмечают также и истинное и существенное увеличение заболеваемости РС, т.е. рост новых случаев, особенно среди молодых женщин и подростков. Причины этого не совсем ясны. Не вызывает сомнения наличие генетической предрасположенности к РС. Причем генетические факторы влияют не только на риск развития заболевания, но и на особенности его течения, формируя разнообразие клинических форм. Болезнь возникает вследствие независимого действия либо взаимодействия примерно 200 генов, каждый из которых вносит свой вклад в формирование риска ее развития. Сложность этих взаимодействий не позволяет сегодня однозначно предсказать возникновение РС, поэтому профилактика заболевания пока невозможна. Прогноз, тип течения болезни, длительность ремиссий также связаны с комбинацией генетических факторов.
В профессиональном сообществе обсуждается также и повышение роли внешних факторов риска. На популяционном уровне это ухудшение экологической ситуации, особенности питания, санитарно-гигиенические условия. На индивидуальном уровне - вирусные инфекции (в первую очередь вирус Эпштейна-Барр и ретровирусы), недостаток витамина D (в том числе в питании), курение, избыточный вес, изменения в составе микрофлоры кишечника, которая тесно взаимодействует с иммунной системой организма человека. При сочетании этих причин действие усиливается. Такое же взаимное усиление возникает и при сочетании внешних и наследственных факторов.
Сейчас во многих научных центрах, в том числе и в нашем университете, ученые разных специальностей - неврологи, молекулярные биологи, генетики, иммунологи, математики - совместно изучают механизмы взаимодействия различных факторов, которые влияют на возникновение РС. Возможно, это приведет к выявлению так называемых "комбинаций риска" в будущем.
К сожалению, в диагностике этого заболевания есть свои трудности. И они связаны не только с недостаточностью подготовки некоторых врачей первичного звена, которые не всегда могут верно оценить характер имеющихся у пациента неврологических расстройств. Есть и объективные причины сложности диагностики. Они связаны с тем, что у каждого пациента возникает свой набор симптомов, выраженность которых индивидуальна. РС может быть похожим на разные заболевания нервной системы, поэтому его часто называли "органическим хамелеоном". Используются определенные диагностические критерии РС, последняя их редакция принята в 2010 году. Также очень помогает магнитно-резонансная томография (МРТ), позволяющая выявить очаги поражения нервной ткани. Но для ранней и точной диагностики необходим магнитно-резонансный томограф достаточной мощности с современным программным обеспечением. К сожалению, такие томографы в достаточном количестве пока есть не во всех регионах.
Для успешной диагностики и лечения этих пациентов также важен уровень квалификации врачей-неврологов в этой области. К сожалению, у нас в стране специалистов пока очень мало, так как это заболевание требует большого объема дополнительных знаний не только в области неврологии, но и нейрорадиологии, иммунологии, психологии и т.д. Причем даже на уровне специальной терминологии. Мы уже дважды издавали специальный справочник терминов для тех врачей, которые хотят заниматься РС, последняя его редакция включает более 600 терминов.
Опыт создания специализированных центров РС в мире показывает, что истинный успех возможен только при наличии целой бригады специалистов, в которую помимо невролога и специализированной медицинской сестры входят нейрорадиолог, нейроуролог, нейрофотальмолог, нейропсихолог, психиатр/психотерапевт, реабилитолог и специалисты по физиотерапии и лечебной физкультуре. Практически каждый крупный город в мире сейчас имеет такой центр, с 1998 по 2014 год такой центр работал и в Москве на базе городской клинической больницы № 11. В связи с реорганизацией больницы центр РС закрыт, открыты 5 амбулаторных отделений РС в крупных больницах города с прикреплением пациентов по территориальному признаку. Пока недостаточно развита в нашей стране и реабилитация этих пациентов.
В последние годы в повседневную практику неврологов вошли новые препараты, изменяющие течение РС. Но есть еще много нерешенных проблем. Так, существует большая группа больных, которые не восприимчивы к препаратам "первой линии". Им необходимо назначать препараты "второй линии", которые дороже и имеют целый ряд потенциальных побочных эффектов. Всего сейчас в арсенале врачей-неврологов 13 препаратов для лечения РС, еще более 10 находятся на финальной стадии клинических испытаний. Некоторые препараты не очень удобны при длительном применении (например, требуются частые инъекции), некоторые неэффективны у конкретных пациентов. Поэтому так важно подобрать терапию персонально. В 2013 году наша кафедра под руководством академика РАН Е.И. Гусева получила премию правительства Москвы в области медицины за научно-практические исследования в области персонализированного лечения РС. Лечение РС должно быть эффективным, безопасным и переносимым, т.е. удобным для пациента, так как его приходится применять годами. К счастью, государство регулярно выделяет значительные средства на закупку препаратов для этих пациентов по программе "7 высокозатратных нозологий", что позволяет многим молодым людям вести нормальный образ жизни, несмотря на диагноз.