25.02.2016 00:45
    Поделиться

    Рассеянный склероз перестал быть приговором

    Болезнь не мешает продолжать обычную жизнь
    В своей практике мы нередко сталкиваемся с больными рассеянным склерозом, которым долгое время не могут поставить правильный диагноз. Сложность диагностики этого заболевания заключается в большом разнообразии его течения.

    Самыми разными бывают и первые его признаки - этот могут быть нарушения мочеиспускания, снижение зрения на один глаз и т.д. С подобными жалобами пациенты зачастую обращаются не к неврологу, а к терапевту, урологу или офтальмологу. Их подолгу лечат, симптомы как будто проходят, пациенты об этом забывают и длительное время могут ни о чем не беспокоиться.

    Через какое-то время может появляться совершенно другая симптоматика - например, онемение в руке или в ноге, нарушения мелкой моторики. Пациенты обращаются к мануальному терапевту, и тот, как правило, связывает их с нейродегенеративными изменениями в позвоночнике. Человеку делают рентген и подтверждают это предположение, поскольку подобные изменения в позвоночнике после 25 лет есть практически у всех. Лечение назначают, оно не помогает - и такое "хождение по мукам" иногда затягивается на годы. Средний срок от появления первых симптомов до постановки диагноза составляет 18 месяцев, а то и больше. Теряется время для адекватного лечения, которое направлено как раз на подавление активности в самых начальных стадиях заболевания, и это упущенное время, к сожалению, не вернешь.

    В медицине взгляд на это заболевание в целом стал более оптимистичным

    Правда, в последнее время офтальмологи стали более подготовленными и, как правило, при характерных жалобах направляют пациента на МРТ и рекомендуют обратиться к неврологу. С терапевтами, к сожалению, такого не произошло, они по-прежнему очень мало знают о рассеянном склерозе, хотя мы часто публикуемся в терапевтических журналах, проводим конференции, школы рассеянного склероза и т.п. В медицинских вузах в последние годы сокращается количество часов по неврологии, а лекции по рассеянному склерозу входят в программу обучения не во всех вузах. Даже в нашем университете проводится только одно практическое занятие по этому заболеванию, чего, конечно, крайне недостаточно.

    Вынуждена подтвердить, что и не каждый невролог хорошо знает это заболевание. Даже из московских поликлиник мы иной раз получаем пациентов с совершенно неправильным диагнозом. Причем имеет место как недостаточная диагностика, так и избыточная - те врачи, которые хоть что-то знают о рассеянном склерозе, запоминают, что при нем на МРТ есть много очагов поражения. И как только видят такую картину, пишут: "демиелинизирующее заболевание". Но похожие очаги поражения в головном мозге могут возникать и у пациентов с различными другими заболеваниями, а врожденные бывают даже в норме у совершенно здоровых людей. Установить точный диагноз позволяет лишь совокупность всех симптомов и исследование МРТ, которое сегодня доступно в любом областном центре. Правда, выполнять его можно не всем, например, невозможно оно для пациентов с различными имплантируемыми устройствами, клаустрофобией и т.п. В таких случаях используются другие методы - электрофизиологическое исследование вызванных потенциалов мозга или спинномозговой жидкости.

    Но люди должны и сами быть внимательны к своему здоровью и при возникновении любой неврологической симптоматики - онемение пальцев, головокружение, нарушения зрения, мочеиспускания или затруднения с речью и т.п. - обращаться к врачу, желательно к неврологу. Однако даже если врач уже не без оснований подозревает рассеянный склероз, но еще не окончательно уверен в диагнозе и назначает дополнительные исследования, он должен очень мягко информировать об этом пациента. Осознание своей болезни и особенно ее прогноз могут стать серьезным шоком для любого человека. Поэтому ему важно знать, что в медицине взгляд на это заболевание в целом стал более оптимистичным. Таких больных сейчас много, болезнь диагностируется все чаще, но и протекает значительно легче, чем прежде. Еще лет 30-40 назад встречались тяжелейшие больные, которые через 5-10 лет становились инвалидами, прикованными к коляске. А сегодня от 25 до 50% - это случаи доброкачественного естественного течения. Пациенты полностью сохраняют трудоспособность, создают семьи, рожают здоровых детей. Обязательно нужно сообщать пациентам, что они могут продолжать работать, не должны менять свой образ жизни, за исключением бань, сауны, пребывания на жаре, что никакой специальной диеты им не нужно. Кроме того, в последние десятилетия появились мощные препараты, которыми государство обеспечивает пациентов бесплатно. Поэтому поводов для глубокого отчаяния нет, нужно просто принять свой диагноз и научиться жить с ним, как живут люди с диабетом, гемофилией и другими хроническими заболеваниями.

    Конечно, тревога и депрессия, особенно на первом этапе, когда устанавливается диагноз, объяснима. Есть такое известное определение рассеянного склероза: "это незваный гость, который пришел к вам в дом и поселился навеки". Осознание своей болезни, адаптация к ней вызывает сильные эмоциональные переживания, и человеку в таком состоянии, конечно, нужна психологическая помощь. К сожалению, такой службы у нас пока нет, но она крайне необходима, как и патронажные, и реабилитационные услуги. Такая система позволит больным продолжать свою обычную жизнь и оставаться полноценными членами общества.

    Поделиться